«Ну а коль не отзоветесь – мы напишем в «Спортлото»!» (часть первая)

Статья составлена под влиянием топика пользователя Jack_The_Ripper, размещенного в разделе «Консультации юристов» форума сайта masculist.ru. Это переработка и дополнение материала, изложенного Jack_The_Ripper, без претензий на авторство исходного текста.

Для широкого круга читателей.

Тема статьи посвящена рассмотрению общих положений законодательства о порядке рассмотрения письменных обращений граждан Российской Федерации (далее по тексту также – обращения, граждане) в представительных органах власти, органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Не охваченными оставлены вопросы рассмотрения обращений граждан в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также иных законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих особый порядок рассмотрения обращений граждан.

В первой части статьи будет рассмотрен порядок рассмотрения обращений в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.

Во второй части будет рассмотрен порядок рассмотрения обращений в представительных органах власти и рассмотрение обращений депутатами (на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Цель написания статьи – правовой ликбез.

Практически каждый в своей жизни сталкивался с необходимостью подачи обращения в адрес органов государственной власти или местного самоуправления. Будь то просьбы об оказании помощи или жалобы на действия органов власти, местного самоуправления, их должностных лиц вышестоящим органам власти, контролирующим органам власти, должностным лицам.

Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту также – Закон об обращениях граждан). Субъекты Российской Федерации не лишены права принимать законы и иные нормативные акты по вопросам защиты прав граждан на обращение. Основное требование к законодательным и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации – они могут только дополнять гарантии, предоставленные Законом об обращениях граждан, но не снижать уровень защищенности конституционного права граждан.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации провозглашено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 2 Закона об обращениях граждан дает более развернутое определение: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.». Той же статьей установлено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц и рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В статье 6 Закона об обращениях граждан особо оговорены гарантии безопасности при рассмотрении обращения гражданина. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Также при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия (прим. автора – на некоторых порталах органов государственной власти или органов местного самоуправления имеется активная отметка в заполняемой форме о том, что гражданин согласен на обработку его персональных данных). В то же время не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (прим. автора – ситуация из разряда «не туда отписался» или рассмотрение вопроса требует межведомственного взаимодействия).

В соответствии со статьей 4 Закона об обращениях граждан под обращениями гражданин понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Обращение гражданина в форме предложения – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Обращение гражданина в форме заявления – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (прим. автора – в их число входят те самые просьбы об оказании помощи или опусы в стиле «все ворують» или «все – казлы»).

Обращение гражданина в форме жалобы – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (прим. автора – попытка восстановления нарушенных прав гражданина в административном порядке, путем обжалования решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления или соответствующих должностных лиц вышестоящему органу власти или должностному лицу).

Законом об обращениях граждан определены следующие формы обращения гражданина:

- устное обращение гражданина;

- письменное обращение гражданина;

- письменное обращение гражданина в виде электронного документа.

При рассмотрении обращения гражданин обладает следующими правами (статья 5 Закона об обращениях граждан):

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц (прим. автора – так нельзя потребовать ознакомиться с аналогичным обращением, направленным другим гражданином, и материалами, связанными с рассмотрением его обращения) и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (прим. автора – данное положение касается и служебной тайны);

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона об обращениях граждан (прим. автора – о подобных ситуациях смотрите ниже), уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (прим. автора – на текущий момент обжалование в судебном порядке решений, действия или бездействия органов государственной власти или местного самоуправления производится в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Основные требования к обращению гражданина:

1) указание либо наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица;

2) указание заявителем фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

3) дата и личная подпись заявителя.

Основные требования к обращению гражданина в виде электронного документа:

1) указание либо наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица;

2) указание заявителем фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии),

3) указание адреса электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Частью 8 статьи 6 Закона об обращениях граждан установлен прямой запрет на направление жалобы на рассмотрение (прим. автора – этот запрет касается органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае, если в соответствии с запретом, установленным Законом об обращениях граждан, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации в суд. Данное положение повсеместно нарушается, поскольку для получения информации от органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, действия которых обжалуются, контролирующим органом государственной власти, местного самоуправления или должностным лицом зачастую с запросом направляется и копия обращения гражданина. Как выход для исполнителя – изложение претензий, указанных в обращении, в структуре запроса, но существует опасность искажения смысла обращения. Самое смешное, что граждане иногда получают официальный ответ на свое обращение от органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц, действия которых обжаловали. Не терпите беззаконие и направляйте подобные ответы в прокуратуру. "Око Государево" конечно с бельмом и постоянно в коматозном состоянии, но на данные жалобы реагирует с энтузиазмом (дело из категории "проще простого").

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Приложения к обращению или обращению в электронной форме могут быть поданы в электронной форме либо в письменной форме. В своей практике имею случай, когда гражданин пришел на личный прием (прим. автора - в рамках статьи процедура личного приема не рассматривается, все отличие от подачи обращения - наличие интерактивного юнита в лице должностного лица того или иного уровня с уже подготовленным проектом ответа) к начальнику регионального органа исполнительной власти, где я прохожу службу, и предоставил лист с ссылкой на облачный ресурс, где хранились электронные копии документов, подтверждающие его доводы. Пакет документов составлял более 200 листов. Его обращение было принято и рассмотрено (прим. автора - ответ в данной ситуации заранее не был подготовлен, требовались документы ссылку на скачивание которых гражданин предоставил на личном приеме).

Небольшой перечень практических советов гражданину, которые он может использовать при написании обращения:

- обязательно определитесь с основной темой своего обращения (предложение, жалоба или заявление). Не пытайтесь все, что накипело, втиснуть в рамки одного обращения – оно будет тяжело для прочтения и восприятия и вряд ли сможет быть подробно рассмотрено в установленные сроки, иногда даже потребуется продление срока рассмотрения обращения. Ответ будет очень громоздким и на нескольких страницах. Вам будет сложно его читать, тем более, что язык деловой переписки (особенно если ответ касается разъяснения отдельных положений законодательства) очень своеобразный. Да и размер ответа на бумажном носителе будет в виде увесистой бандероли;

- разумно выдвинуть требование о направлении письменного ответа на бумажном носителе с уведомлением о вручении (прим. автора – как один из приемов борьбы со злостными нарушителями сроков рассмотрения обращений граждан). Хотя на конверт почтой проставляется соответствующий штамп, но он зачастую плохо читаем. Основной геморрой – необходимо идти в почтовое отделение и выстаивать в очереди;

- определитесь с адресатом. Не лишним будет дополнительно поинтересоваться полномочиями органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица в адрес которого собираетесь направить свое обращение (в моей практике была ситуация, когда гражданин упорно заваливал жалобами на управляющую компанию региональный орган исполнительной власти, курирующий вопросы социального развития региона, чем он руководствовался до сих пор не известно);

- продумайте текст и постарайтесь изложить его логически, четко выведите свои требования. Я понимаю, что эмоции «кипят», но исполнитель (или исполнители, ежели вопрос или вопросы носят межведомственный характер), на которого будет (будут) возложена (возложены) обязанность по рассмотрению Вашего обращения, вряд ли сможет понять, что же Вы конкретно хотите, и проникнется описанной драмой (прим. автора – прошу извинения за указанную шпильку, это – профессиональное, но с указанными «песнями жителей Чукотки» неоднократно сталкивался, а при попытке выйти на контакт с заявителем, чтобы прояснить ситуацию в 65 процентах натыкался на тишину или неадекват);

- если пишете свое обращение собственноручно, то постарайтесь, чтобы текст можно было разобрать, иначе Ваше обращение не будет рассмотрено и на него не будет предоставлен ответ (часть 4 статьи 11 Закон об обращениях граждан);

- не пытайтесь обращением в органы государственной власти, местного самоуправления или к должностному лицу обжаловать судебные постановления, такое обращение будет возвращено Вам в течении 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования соответствующего судебного акта (часть 2 статьи 11 Закона об обращениях граждан). Как неблагоприятный итог – упустите время, предоставляемое Вам нормами процессуального законодательства;

- не допускайте в тексте своего обращения нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи, а также высказывания, которые могут быть расценены как экстремистские – обращение просто будет оставлено без рассмотрения, а в Ваш адрес поступит сообщение о недопустимости злоупотребления правом (часть 3 статьи 11 Закона об обращениях граждан);

- нормами Конституции Российской Федерации и Закона об обращениях граждан не предусмотрен порядок подачи обращения через представителя, но и не запрещен. В моей практике было несколько случаев рассмотрения обращений, поданных через представителя, и вопрос был решен положительно. Имелись грамотно оформленные доверенности с указанием полномочий представителя на подачу обращений в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам (принималась и общая фраза об осуществлении представительства интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления и перед должностными лицами). Хотя это очень спорный момент поскольку право на обращение носит личный не имущественный характер;

- для любителей длительной переписки с власть имущими: если в ситуации, когда никак не можем получить от органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц удовлетворяющего нас ответа, приходится направлять одно и то же обращение несколько раз. В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона об обращениях граждан в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. Чтобы избежать прекращения переписки: вносим коррективы в текст обращения, которые не влияют на его смысл (перестановка абзацев, слов, использование различных оборотов речи) - вуаля, это другое обращение; направляем исходное обращение в вышестоящий орган власти или должностному лицу с широкими полномочиями (всякие полномочные представители Президента Российской Федерации на эту роль вполне подходят) - новый виток общения;

- в органах государственной власти, местного самоуправления на территории Российской Федерации широко используется электронная система документооборота. Также налажен механизм межведомственного взаимодействия в данной системе, так что даже федеральное министерство или ведомство может оперативно вести переписку с региональной или муниципальной властью. Успешно используются инструменты виртуальных приемных, электронная почта. Не за горами использование чатов и мессенджеров и закрепление в Законе об обращениях граждан порядка оформления и регистрации обращений граждан, полученных подобным способом. Так что выбор способов ведения диалога с властью очень широк;

- при направлении обращения в форме электронного документа указывайте свои реальные имя, фамилию, отчество и почтовый адрес (особенно если хотите получить ответ на свое обращение на бумажном носителе, чтобы предъявить его как доказательство в суде). Особых требований к адресу электронной почты Закон об обращениях граждан не выдвигает, но лучше, чтобы он не был разовым. Также могу предложить указать свой контактный телефон (это касается и обращения на бумажном носителе) - исполнитель сможет оперативно связаться с Вами, чтобы прояснить некоторые вопросы, указанные в обращении, а также известить, что к Вам может приехать уполномоченное должностное лицо для рассмотрения обращения на месте (особенно если вопросы отнесены к компетенции Государственной жилищной инспекции Российской Федерации);

- если Вы имеете в своем распоряжении документы, подтверждающие факты, которые излагаете в своем обращении, обязательно сделайте их копии и приложите к своему обращению. Подойдет все – вырезки из газет, ксерокопии, сканы, ссылки на статьи в СМИ и пр. Если пакет приложений в электронном виде весит более 5 мегабайт – заархивируйте их (подойдут rar, zip, 7z в том числе с установлением пароля) и разместите в облаке, а ссылку (если на архив был установлен пароль – указывайте пароль) укажите в письме – это будет проще, поскольку почтовые сервера органов государственной власти и местного самоуправления имеют технические ограничения;

- одно и то же обращение можно разослать всей той же электронной почтой в несколько адресов одновременно, что бывает весьма не лишним. Только перечислите в обращении органы государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, кому оно будет направлено;

- советую указывать в тексте обращения свой точный почтовый адрес, поскольку конверт с Вашим адресом может быть не передан исполнителю и благополучно "потерян" на "промежуточной станции";

- Законом об обращениях граждан предусмотрено право на подачу коллективного обращения, но вот порядок его оформления и подачи не прописаны (очередная "дыра"). С коллективными обращениями я работал. Они преимущественно подавались на бумажном носителе с приложением перечня граждан, его подписавших. С подачей коллективного обращения в электронном виде есть проблема - отсутствие электронных подписей у большинства населения Российской Федерации. Выход прост: составляем обращение на бумажном носителе, собираем подписи и сканируем. При составлении обращения не забываем указать лицо, в адрес которого нужно направить ответ (если это будет несколько лиц - указываем всех, не забываем про почтовые адреса или адреса электронной почты). Думаю, что введение в будущем соответствующей функции на портале Государственных услуг решит проблему отсутствия электронной подписи (прим. автора - если уже не введена);

- момент тонкого троллинга: получив ответ на свое обращение и, не удовлетворившись его содержанием, направьте новое обращение в тот же адрес с просьбой разъяснить, чем всласть имущие руководствовались при написании подобно ахинеи. Дополнительно сбрасываем новое обращение на имя «большого начальника» и (или) контролирующего органа (прокуратуры достаточно). Сеанс БДСМ исполнителю и подписавшему ответ должностному лицу обеспечен;

- внимательно обратите внимание на то, кто подписал ответ на Ваше обращение. В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона об обращениях граждан ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Так что если ответ подписан начальником структурного подразделения или рядовым специалистом не грех поинтересоваться (желательно в письменном виде) – имела ли данная персоналия право подписи ответа на Ваше обращение. Это важно, особенно если вопрос касается представления доказательств в суде. Не игнорируйте информацию об исполнителе, составившем ответ (реквизит с указанием его ФИО и рабочего телефона располагается в нижнем левом углу листа и набран 10 шрифтом) - он сможет дать интересующую Вас информацию;

- на анонимные обращения, в которых не указана фамилия обратившегося гражданина или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается (прим. автора - своеобразная "дырка" в нормах Закона об обращениях граждан, поскольку для обращения в виде электронного документа указание почтового адреса не требуется). Исключением является случай, если в указанном анонимном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (прим. автора – «карающе-милующие» органы, кроме суда).

Сроки рассмотрения обращений граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об обращениях граждан обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней (прим. автора – далее по тексту статьи подразумеваются именно календарные дни) со дня регистрации письменного обращения. Из этого правила имеется исключение, предусмотренное частью 1.1 все той же статьи: письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращение, поступившее в адрес органа государственной власти, местного самоуправления или их должностных лиц, подлежит обязательной регистрации в срок не позднее 3 дней с момента поступления.

На региональном и муниципальном уровнях, дополнительно принимаются соответствующие инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти региона или органах местного самоуправления. Подобные инструкции принимаются также федеральными органами государственной власти (министерства, ведомства и пр.). Данные инструкции соответствуют положениям Закона об обращениях граждан и усиливают меры ответственности федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц при рассмотрении обращений граждан. В рамках этих инструкций имеются положения, устанавливающие сокращенные сроки для рассмотрения отдельных обращений граждан находящихся, как пример, на контроле или особом контроле. Сроки рассмотрения обращения гражданина, находящегося на контроле или особом контроле, сокращены вплоть до нескольких календарных дней.

Обращение гражданина может получить статус «на контроле» в следующих случаях:

- если в нем мотивированно сообщается о грубых нарушениях законных прав и интересов граждан;

- если оно поступило из федеральных органов власти, их территориальных подразделений (прим. автора – данное положение применяется органами государственной власти субъекта или органами местного самоуправления);

- если принято решение уполномоченным должностным лицом федерального органа власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (на региональном уровне к числу таких должностных лиц зачастую относятся руководитель Аппарата высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его заместитель).

Обращение гражданина может получить статус «на особом контроле» в следующих случаях:

- если оно поступило от Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, из Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, от члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатский запрос), а также из Аппарата Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации;

- если оно направлено для рассмотрения на имя определенного должностного лица и им принято такое решение (прим. автора – на региональном уровне это может высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на муниципальном уровне – глава муниципального образования или глава исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления).

Самое интересное, что Законом об обращениях граждан не установлено (но и не запрещено) что гражданин сам может назначить срок рассмотрения своего обращения. Также можно попытаться потребовать поставить свое обращение «на контроль» или «особый контроль».

Процедура продления срока рассмотрения обращения гражданина.

Общие требования изложены в части 2 статьи 12 Закона об обращениях граждан в соответствии с которой в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона об обращениях граждан (прим. автора – с «межведомственным футболом» не прокатывает. О данной спортивной дисциплине читайте ниже), руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

На практике выглядит зачастую так:

- для рассмотрения и подготовки ответа на обращение гражданина нужна информация от органа государственной власти или органа местного самоуправления. Все касается «дел давно минувших дней» и требуется время на копание в архиве, в общий срок рассмотрения обращения не укладываемся (а если обращение гражданина «на контроле» и «на особом контроле», то это отдельная песня). В процессе ожидания отзыва ваяется служебная записка на большого начальника с подробным описанием ситуации (потом она неоднократно правится в зависимости от эмоционального настроя подписывающего должностного лица). Ожидание решения и написание информационного письма в адрес гражданина, Дедки, Бабки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки и даже Репки (контролирующие органы, «и имя им легион»);

- обращение провалялось в приемной органа государственной власти или местного самоуправления половину месяца (причины разные – ТП в лице руководителя органа государственной власти или местного самоуправления, секретарши, руководителя подразделения, причем независимо от половой принадлежности, простое разгильдяйство, разгильдяйство со сложным составом). Затем было отписано для исполнения специалисту, который с ужасом сообразил, что обращение поступило не по адресу, а срок перенаправления истек. Как исход – запросы «по адресу» и алгоритм со служебной запиской и уведомлением всех заинтересованных лиц, описанный выше;

- третья ситуация представляет собой синтез второй и первой за исключением того, то обращение поступило не по адресу.

"Межведомственный футбол"

Отдельная категория "спортивных состязаний", практикуемая в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Заключается в перенаправлении обращения гражданина для рассмотрения по подведомственности. В рамках норм Закона об обращениях граждан общие положения по данной процедуре закреплены в части 3 статьи 8: обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Вроде все просто. Но "цирк с конями" начинается, если обращение изначально носит межведомственный характер, а контролирующий орган (в данном случае им выступает структурное подразделение органа государственной власти или органа местного самоуправления по работе с обращениями граждан) отписывает его для исполнения только одному исполнителю. Просто перенаправить такое обращение не получится - потребуется служебная записка в адрес структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления по работе с обращениями граждан за подписью курирующего "большого начальника" (особенно это касается обращений "на контроле" и "на особом контроле").

При перенаправлении обращения срок, установленный Законом об обращениях граждан на рассмотрение обращения, будет исчисляться следующим образом:

- при направлении обращения не по адресу лично гражданином - с момента регистрации обращения у искомого адресата;

- при косяке, допущенном структурным подразделением органа государственной власти или органа местного самоуправления по работе с обращениями граждан (обращение находится "на контроле" и "на особом контроле), или приемной должностного лица уровня "большой начальник" - с даты регистрации обращения в структурном подразделении или приемной "большого начальника".

И напоследок: все обращения граждан, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам в соответствии с их компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению. Этот принцип закреплен в статье 9 Закона об обращениях граждан. Допущенная служащими халатность и разгильдяйство в отношении рассмотрения обращений граждан оборачивается привлечением их к дисциплинарной ответственности, административной ответственности (статья 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), а также увольнением с государственной гражданской или муниципальной службы.

С властью можно и нужно вести диалог, требовать исполнения возложенных на нее обязанностей и обжаловать решения, которые нарушают Ваши права. Все инструменты предоставлены нормами действующего законодательства. Нужно только захотеть их использовать.

Благодарю за внимание.



Автор:



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти к статье Список без дерева

Нет комментариев. Ваш будет первым!



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты