Дорогие друзья! Десять лет уже каждый день я захожу на наш форум, десять лет общаюсь с вами, обсуждая самые разные вопросы. Но все-таки в последние годы чаще всего я появляюсь в учебных темах. И это закономерно и понятно: я люблю свою работу учителя, и, наверное, поэтому рабочий день у меня не заканчивется никогда. В последние годы ситуация с образованием в нашей стране очень сложная, и это ни для кого не секрет. И хотя я продолжаю говорить о том, что есть и хорошие учителя, и хорошие школы в России, я понимаю, что бывают случаи ( и, к сожалению, они нередки!), когда учить детей приходится дома. Именно поэтому я решила создать уроки по русскому языку, которые помогут родителям и учить своих детей самим, и восполнять какие-то пробелы, которые образовались в знаниях ребенка по самым разным причинам. В этой ветке я буду постепенно выкладывать уроки, которые построены точно так, как строятся обычные уроки в школе: объяснение, упражнения, проверка, домашнее задание. Так как я учитель старой формации, то заранее прошу прощения за то, что на моих уроках не будет большого количества игр, мультфильмов и развлечений. Но зато будет тот материал, который поможет и повысить языковую грамотность ребенка, и подготовить его к ОГЭ и ЕГЭ. Ну и, конечно, я с удовольствием отвечу на все вопросы, которые у вас возникнут. Задавайте вопросы здесь, и я постараюсь отвечать на них оперативно и подробно. Добро пожаловать в школу на дому! Подписывайтесь на мой канал на YouTube, и будем учить русский язык вместе.
Итак...
Фонетика Урок-1
Ariel
24 ноя 2019, 01:48
ребенок, о, спасибо огромное. Буду сама учить, а то скоро совсем писать разучусь.
ребенок
24 ноя 2019, 01:53
Фонетика. Урок-2
Фонетика. Урок-3
Фонетика. Урок-4
Фонетика.Урок-5
Морфемика. Вступление.
Морфемика. Урок-1
МамаЯ
24 ноя 2019, 02:59
Спасибо за тему !
Мама Капитана Саньки
24 ноя 2019, 03:10
Dull cat
24 ноя 2019, 04:35
Ответ на сообщение Мама Капитана Саньки от 24 ноя 2019, 03:10
А для французского есть?
Эхомама
24 ноя 2019, 11:39
Можно задать конкретный вопрос, чтобы не пересматривать все уроки? Как определяется, какую букву писать в причастиях, е или и? Пример: покачивающимися движениями, с улыбающимся лицом, в низко стелющемся тумане, при колышущемся пламени.
Иванилла
24 ноя 2019, 11:51
ребенок, большое-пребольшое спасибо, чувствую, что без Ваших уроков не обойтись
Оська77
24 ноя 2019, 12:16
Обалдеть! Такой подарок! Такое подспорье для заочников!
Можно задать конкретный вопрос, чтобы не пересматривать все уроки? Как определяется, какую букву писать в причастиях, е или и? Пример: покачивающимися движениями, с улыбающимся лицом, в низко стелющемся тумане, при колышущемся пламени.
Конечно, модно задавать вопросы! И нужно! Тем более что лекции пока еще далеко не по всем темам есть - это развлечение у меня надолго, я чувствую! Итак, определить, какую букву писать в окончаниях причастий , очень просто - надо поставить вопрос к причастию от того слова, от которого оно зависит. Например: движениями ( какИМИ?) покачивающИМИся, с лицом (какИМ?) улыбающИМся, в тумане (какОМ?) стелющЕМся, при пламени (какОМ?) колышущЕМся. В последнем примере мы пишем Е, а не О, просто потому что буква стоит после мягкого Щ.
secret secrets
24 ноя 2019, 13:30
Супер идея!!
Эхомама
24 ноя 2019, 13:37
ребенок, спасибо! Когда-то ведь учила, совсем забыла. Интуитивно понимаю, как правильно, а почему - забыла.
Оська77
24 ноя 2019, 15:45
Ольга, очень прошу Вас, помогите, пожалуйста, понять правила разделения слов на слоги НЕ для целей переноса. Разделение слов на слоги для переноса вопросов не вызывает. Мучает именно разделение слов на окрытые и закрытые слоги.
Например, я не могу понять, почему слово солнышко нужно разбивать на слоги так: сол-ны-шко? Почему Л закрывает первый слог, а Ш не закрывает второй?
Почему, прохлопывая слоги, мы бы говорили: о-сень-ю, а разбивать надо о-се-нью. Аналогично, прохлопываем блис-та-ло, а разбиваем бли-ста-ло.
Почему: те-традь, ши-шка, я-бло-ко, НО чай-ник?
Если это где-то толком разжевано, ткните, пож-та, в мат часть. К сожалению, сегодня отсмотреть все выложенные Вами уроки не успеваю(
Например, я не могу понять, почему слово солнышко нужно разбивать на слоги так: сол-ны-шко? Почему Л закрывает первый слог, а Ш не закрывает второй?
Я говорю об этом в 4 уроке по фонетике после проверки домашнего задания. Но вообще-то это тема НЕ средней школы. Дело в том, что волнует этот вопрос только учителей и родителей детей, учащихся в началке. В средней школе все равно, КАК проходит деление на слоги. Заданий таких нет, при ошибке в переносе оценка не снижается, какой бы дикой ни была ошибка. Расскажу здесь в двух словах. Есть институтская система деления на слоги, которая построена по принципу восходящей гласности. По этой системе на конце слога может быть или гласный, или сонорный согласный ( ЛМНРЙ). Эта система четкая. Но есть еще школьная система, которая практически интуитивна. Ну вот кому как "прохлопалось, прослушалось".
Потому что Т,Ш,Б - это согласные глухие и звонкие, а Й - сонорный.
Cypeпка
24 ноя 2019, 17:16
Скопирую сюда своё старое сообщение. Деление по старым правилам - везде, кроме начала слова, оставляем перед гласной в слоге только одну согласную, всё остальное - в предыдущий слог. Хотя из этого принципа были исключения. Например, если есть удвоенная согласная, то вот между ними двумя и делят ))). Если слово типа построить, то нельзя было "пост-роить", а надо "по-строить", то есть первые согласные корня не отрываем от гласной корня и не запихиваем в приставку. Деление по новым правилам. Слог замыкается либо гласным, либо сонором - да, вот такой ему почёт как полугласному. И в середине слова слог с него начинаться не может. Вообще, если распевать или скандировать слова, то логичен именно новый вариант - тянутся-то гласные ))) А разбираться я предлагаю так. Вот слово. Найди и подчеркни в нём гласные. Вот сколько гласных - столько и слогов. А вот теперь все остальные звуки в слове (согласные и соноры) нужно "рассовать" по этим слогам. Очевидно, что примыкающий слева к гласной согласный (если он там есть) точно пойдёт в слог этой гласной, ибо они образуют слияние. Ну вот и продлим подчёркивание гласной под предыдущий согласный ))) А вот если сразу после гласной стоит сонор, то его тоже нужно обязательно к этой гласной "прицепить". Ну продлим подчёркивание и под него тоже ))) Вот теперь эти подчёркивания обведём кружочками для ясности. Вот это всё, что попало под одно подчёркивание, делить вообще нельзя. А вот теперь всё оставшееся неподчёркнутым (а там и соноры могут попадаться) радостно "припихиваем" к одному из соседних слогов. По старым правилам - к предыдущему, по новым - к последующему. Это очень наглядно получается на магнитной азбуке. Когда вот именно "распихиваем" буквы по слогам. Прям берём их и задвигаем в нужный слог ))) То есть вначале буквы "поширше" раскладываем, а потом начинаем в указанном порядке их к гласным придвигать. Слово в итоге само на слоги разделится, автоматом )))
ребенок
24 ноя 2019, 17:49
Cypeпка, Инна, рада тебя здесь видеть и буду счастливая, если ты мне поможешь с ответами на вопросы! Особенно когда это касается начальной школы: я все-таки не специалист в этой области. А на канал подписывайся, потому как надо!
Эххх... Зачем же нас учительница мучает институтской системой? Дети реально хорошо делят слова для переноса по правилам, а тут эти метания - куда деть Ш при делении на слоги шишки... Это ведь дети-билингвы! Им нужен добрый старый русский, без филологических экзерсисов...
Cypeпка
24 ноя 2019, 18:37
Оська77, а она более логичная, эта новая система. И местами более простая. Как раз старая система требовала где-то и языкового чутья. Вы попробуйте делить, как я посоветовала, начиная с гласных. А потом поделенные таким образом слова прохлопывать. Через некоторое время слова начнут автоматически на слоги "разваливаться". Уж если с логопедическими этим способом вполне эффективно можно работать, то с билингвами - тем более.
Как раз старая система требовала где-то и языкового чутья.
Совершенно верно! И вот приходят к нам в среднюю школу дети, которые хлопают и топают, а мы им и говорим, чтобы прекращали топать и хлопать и начинали пользоваться правилами ( я это сейчас не про слоговое деление, а про фонетический разбор). И делаем мы это не из вредности, а потому, что что только дети не слышат в итоге - каждый свое. А есть ведь просто правила, законы.
Анихона
24 ноя 2019, 19:36
ребенок, я до 17-18 лет не слышала фонетические характеристики звуков. Только по правилами законам, русский всегда 5. В институте внезапно услышала
Cypeпка
24 ноя 2019, 20:02
Если б они хотя б гласные в слове чётко слышали среди прочих звуков! А то хлопают/топают и на соноры, и на стечения согласных... и не хлопают на каждый гласный в стечениях гласных...
Sweetie
24 ноя 2019, 20:29
ребенок, Ольга, спасибо за тему
пузыринка
24 ноя 2019, 20:37
спасибо а можно вопрос здесь по русскому задать? сын во втором классе. стал пропускать некоторые гласные буквы на диктантах и когда списывает тоже может пропустить . что нам делать?
Оська77, а она более логичная, эта новая система. И местами более простая. Как раз старая система требовала где-то и языкового чутья.
Так вот как раз старая система понятна всем детям, а новая, с этими сонорными, это что-то...
Cypeпка
24 ноя 2019, 20:48
пузыринка, а списывает по алгоритму? Скорее всего, скорость письма выросла, а автоматизм "не догнал". Проблемы с делением на слоги есть? Или любое слово с лёту и всегда?
сын во втором классе. стал пропускать некоторые гласные буквы на диктантах и когда списывает тоже может пропустить . что нам делать?
Вот как раз спасибо Сурепке, что меня не бросает! Ну а мы в средней школе, если кто-то пропускает буквы часто, требуем писать и проговаривать по слогам то, что ребенок пишет. Нудно это, но полезно.
Так вот как раз старая система понятна всем детям, а новая, с этими сонорными, это что-то...
На самом деле это не так. Очень многие дети "не слышат" звуки так, как вроде бы должны слышать. И это порождает массу проблем.
Капа
24 ноя 2019, 22:28
Оля, спасибо большое! А можно тупой вопрос: а зачем нам вообще эти переносы? Я пишу много. Очень много. Статьи разного характера, переводы, конспекты иногда, экспертные заключения....Да я вообще не пишу, когда сплю разве что. И НИГДЕ переносы не использую. Более того, если я начну их использовать, мои клиенты решат, что я тогось...Не принято это. И это, пожалуй, то немногое, что я из школьной программы не помню совсем. Ибо оно мне не пригодилось за последние лет эдак 25 ни разу. Интуитивно - а даже не знаю, как перенесу. Наверное, тет-радь, по-стро-ить, семь-я....Мне как-то по барабану, где там сонорные))). Хотя я отлично знаю, что это.
И тоже вопрос у меня, наверное, к Сурепке больше. Как правильно осуществлять самопроверку? Например, она написала предложения. Я ей говорю: проверь сначала себя сама. Потому что иногда пропускает хвостик слова. Надо ли прочитывать вслух, что она написала? Теоретически вроде должно помочь...Пропускает именно при списывании. Если сама что-то сочиняет, никогда.
А можно тупой вопрос: а зачем нам вообще эти переносы?
Вовсе не тупой вопрос! Я с упорством, достойным лучшего применения, твержу во всех темах, что в средней школе это вообще никого не волнует!!! Но все равно из темы в тему появляется этот вопрос.
Как правильно осуществлять самопроверку? Например, она написала предложения. Я ей говорю: проверь сначала себя сама. Потому что иногда пропускает хвостик слова. Надо ли прочитывать вслух, что она написала? Теоретически вроде должно помочь...Пропускает именно при списывании. Если сама что-то сочиняет, никогда.
Если речь идет о связном тексте, о предложениях, то надо проверять с последнего слова. В этом случае рушится логика текста, и глаз не "бежит" мимо ошибок. Ну и, конечно, лучше все проговаривать.
У меня вот третьеклассница переносит и на слоги делит. Ладно ок-тябрь, но ... ог-урец(((
Оля, ты права. Но повторю в миллионный раз: это никого не волнует в средней школе!!! Ну есть же серьезные проблемы с русским! Да еще какие! Ну что ж все застряли на этом делении на слоги и переносе!
Т.е. в средней школе можно и семь - я, и ог - урец переносить, и это нормально?
Knyaz
24 ноя 2019, 23:57
Я своей в 1 классе запретила что-либо переносить....в любых работах просто избегать этого любыми путями...но она упорно переносит одну букву.... Просто маньячество какое-то по переносу буквы...
Вот же! И ведь в началке за это, конечно, снизят оценку.
Cypeпка
25 ноя 2019, 00:22
Knyaz, поплачьте вместе с буквой ))) потеатральнее так... "я такая бедная-несчастная, всеми брошенная, от родного слова оторванная, одна-одинёшенька тут стою..."
.. "я такая бедная-несчастная, всеми брошенная, от родного слова оторванная, одна-одинёшенька тут стою..."
в углу она, наказанная... У нас каждый день слезы с этим русским, то буквы нее выходят, то слоги не получаются и главное мчит по строчке как ураган все это выписывая, а потом рыдает что часть неверно(((
ведь неважно сколько места остаётся до красной линии полей? Не обязательно доводить все четко до нее?
Cypeпка
25 ноя 2019, 01:01
Knyaz, тут такая вещь... если первоклассникам сказать, что неважно, они могут и по одному слову на строчке писать ))) и переходить на следующую... а дописывать до середины строки - это вообще классика жанра... Их вначале нужно всё же научить дописывать до конца строки. И только потом позволять немножко не дописать... У них опыта ещё нет, чтоб оценить, влезет следующее слово на строку или не влезет.
У них опыта ещё нет, чтоб оценить, влезет следующее слово на строку или не влезет.
Это да. Глазомер, видимо, не развит ещё, чтобы это оценить. У меня у Дениса так бывает. И не помещается слово и переносить, вроде как уже не по правилу. И тут буквы начинают делаться всё уже, уже, уже, уже ..., т.е. начинает всеми силами пытаться втиснуть сто букв в половину сантиметра оставшегося до полей пространства.)))
Как определяется, какую букву писать в причастиях, е или и? Пример: покачивающимися движениями, с улыбающимся лицом, в низко стелющемся тумане, при колышущемся пламени.
: если позволить писать не до конца, то можно просто получить столбик в итоге
ну нет.. речь идёт о 1 см.... Что в нем не надо ничего начинать писать и в 1.5 см тоже...потому как это выльется в 100% ошибку.
Ещё сюда повторю вопрос
Когда просят сочинение по русскому на заданную тему, например " звуки леса" и обозначают что не менее 70 слов. То, вот что ждёт учитель, эти 70-80 слов кратко и по делу или желательный на 150-200 стараться напридумывать, добавляя немного воды?
Капа
25 ноя 2019, 09:57
Спасибо! Она теряет хвостики именно в отдельных, не связанных словах в основном.
Deja Vu
25 ноя 2019, 11:10
Ребенок, спасибо! Очень ждем уроков по темам седьмого класса.
Родолада
29 ноя 2019, 08:33
Прокомментируйте пожалуйста эту книгу в 2ух частях. На ваш взгляд она стоящая?
Я своей в 1 классе запретила что-либо переносить....в любых работах просто избегать этого любыми путями...но она упорно переносит одну букву.... Просто маньячество какое-то по переносу буквы...
Уже несколько раз учитель правила работы ребенка, когда она чуть оставила край строки, чтобы не переносить слово. Она зачеркивает пару первых букв, пишет на предыдущей строке )))
Sweet Jane
29 ноя 2019, 08:54
Ну не знаю. Если ребёнок не может понять и освоить настолько топорную истину "одну букву переносить нельзя", как он тогда вообще способен к обучению? Мы же не учим сотни тысяч слов наизусть. Мы изучаем правила, которые можем универсально применить ко всем словам. Деление по слогам - это чуть ли не дошкольный уровень. Ну я не говорю про какие-то особо сложные случаи. Очень жаль, что в средней школе на это закрывают глаза.