О БРАКОСОЧЕТАНИИ МУСУЛЬМАНИНА С ЖЕНЩИНОЙ ИЗ ЛЮДЕЙ ПИСАНИЯ
Именем Аллаха, милость Которого безгранична и вечна! Уповая на Бога Единого, Обладателя истинного знания и мудрости, прошу у Него силы и разумения высказать смиренное суждение, соответствующее истине Слова Господнего, а не суетным знаниям века сего.
Исламское законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христиан и иудеев). Во все времена – как в период миссии Пророка, так и в наши дни – правоверные мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.
Но в условиях неисламского государства, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например, с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволительно.
Подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания[1]. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных в повелительной форме призвал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, развелись. Он же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что явного запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться.
Приказ ‘Умара не был безоснователен[2]. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания[3], многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укреплению их в исламской добродетели.
Некоторые теологи, особенно ханафитского мазхаба, заявляют о запретности (харам) такого рода браков в условиях неисламского государства, так как в неисламских странах был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе мусульманина – праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное выполнение религиозных обязанностей (в т.ч. своевременное совершение пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в т.ч. в вопросах семьи и брака, наследования и т.д.). Немаловажным фактором являются имеющие место в некоторых государствах националистические, антиисламские настроения в обществе и пропаганда в средствах массовой информации, а также (возможно, вследствие вышесказанного) желание супруги-немусульманки воспитать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Такое положение вещей не может не оказать своего влияния в первую очередь на семьи, в которых супруга (хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей) не является мусульманкой: ослабляются духовно-религиозные основы семьи, затрудняется семейная ритуальная практика и нарушается среда воспроизводства исламской духовной традиции.
Конечно, исламские каноны допускают брачные союзы между мусульманами, с одной стороны, и христианками или иудейками – с другой, однако нужно понимать, что в этой дозволенности Господь заложил сокровенную мудрость и пользу. Человек, ставший на путь истины, постарается помочь ближнему обрести этот путь, приложит все усилия для того, чтобы члены его семьи услышали Слово Господне и на практике выполняли Его заповеди, что нелегко порой осуществить даже в мусульманской семье, если общество и окружение тому не спосоюствуют.
Тот мусульманин, который женится на женщине христианского или иудейского вероисповедания из-за ее красоты, но затем не предпринимает никаких усилий для того, чтобы она поняла и приняла мусульманские ценности, подпадает под действие вышеупомянутого приказа халифа ‘Умара. Если же он пренебрегает этим серьезным предостережением, то ставит под сомнение благополучие свое и своих детей в обоих мирах.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать заключение о том, что бракосочетание мусульманина с целомудренной и благонравной женщиной христианской и иудейской культур канонически разрешено, однако необходимо принимать во внимание (1) сохранение в семье статуса мужа согласно канонам Ислама, (2) желательность принятия супругой исламского вероучения и (3) обязательность воспитания детей в духе религиозности, заповеданной Священным Кораном и Сунной заключительного Божьего посланника Мухаммада. И все это должно быть в духе веры в Единого Бога, среди последних пророков Которого были Моисей, Иисус и Мухаммад.
Да обережет нас Всевышний от необдуманных поступков и дарует нам и нашим потомкам пути и возможности для достижения счастья в мире земном и в мире вечном!
Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.
[1] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 9. С. 6654.
[2] Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками.
[3] “[Отныне] стало разрешенным для вас все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас пища людей Писания, а ваша пища разрешена для них. Разрешено вам жениться на благочестивых из числа мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто не верует с верой (является верующим, но избегает следовать вере), тот теряет значимость своих [благих] дел (дела его тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах)” (Св. Коран, 5:5).
ссылка