На больших судах устанавливается не менее двух компасов: один
главный, по которому ведется определение места судна в море, другой -
путевой - служит для удержания судна на заданном курсе. На катерах
ставится один компас с нактоузом, а на шлюпках - без нактоуза.
Использовать на маломерных судах большие 127-миллиметровые магнитные
компасы не представляется возможным из-за отсутствия места. Поэтому для
малых судов созданы малогабаритные магнитные компасы.
Катерный магнитный компас КТ-М2м устроен подобно 127-миллиметровому
магнитному компасу (рис. 67) и состоит из котелка с картушкой,
пеленгатора и нактоуза с девиационным прибором.
Картушка имеет устройство, почти аналогичное устройству картушки
127-миллиметрового магнитного компаса. Магнитная система состоит из двух
стрелок, заключенных в герметические латунные пеналы, припаянные к
донной части поплавка. Диаметр картушки 75 мм. Ввиду малых размеров цена
деления шкалы картушки 2°. Надписи на картушке идут через 10° и
обозначены цифрами в десятках градусов, например: 1 -10°, 2-20°, 3-30° и
т. д.
Котелок также имеет две камеры - основную и дополнительную,
разделяющиеся тонкой латунной диафрагмой с узкими отверстиями у
основания колонки. Через эти отверстия жидкость (спирт с водой, крепость
39°) свободно переливается из верхней камеры в нижнюю и обратно.
Внутренняя поверхность котелка окрашена белой неразмывающейся краской, а
наружная - черным лаком.
Рис. 67. Катерный магнитный компас КТ-М2м
Пеленгатор состоит из основания, глазной и предметной мишеней. Его
устройство такое же, как и пеленгатора 127-миллиметрового магнитного
компаса. Точность пеленгования не превосходит Г. ^
Нактоуз компаса изготовлен из силумина. В его верхней цилиндрической
части размещается котелок с картушкой, а в средней части - блок питания
осветительного прибора компаса. Особенностью этого компаса является
амортизирующее устройство, позволяющее путем перемещения колодок и
планок в подвесе изменять собственную частоту колебаний котелка и
картушки, что важно при устранении резонанса от работы двигателя.
Компас имеет девиационный прибор, расположенный в нактоузе. Для
освещения картушки используется бра со щелевым отверстием и
цилиндрическим отражателем. Блок питания состоит из выключателя и
реостата. Источником питания служит бортовая сеть или автомобильный
аккумулятор. Компас имеет защитный колпак с масляным фонарем, который
используется как аварийный или при отсутствии на судне источников
питания электроэнергией.
Авиационные магнитные компасы КИ-11 могут быть установлены на катерах и
моторных лодках.
Котелок компаса КИ-11 (рис. 63) изготовлен из пластмассы и имеет две
камеры, соединенные между собой специальным отверстием для переливания
жидкости. Компасной жидкостью в данном случае является лигроин. Отсчет
курса производится через выпуклое боковое стекло переднего отверстия
котелка, которое одновременно является и увеличительным, по шкале
конического обода. Курсовая черта смотрит в корму, поэтому при уклонении
судна влево картушка пойдет как бы влево, а не вправо, как на обычном
компасе. Котелок компаса не имеет специального амортизирующего подвеса,
но его роль выполняет специальная пружина, надетая на колонку. Пружина
при ударах сжимается и опускает колонку вниз, после чего мягко
возвращает ее в прежнее положение. Этим предохраняются от повреждений
топка и шпилька. Котелок имеет устройство для электроосвещения от
бортовой сети 24 в. Кроме того, курсовая нить и деления картушки покрыты
специальным светящимся составом, позволяющим снимать отсчет и держать
заданный курс в темное время суток при отсутствии электроэнергии на
судне. Деления картушки нанесены через 5°, причем цифры надписаны через
30° и обозначают десятки градусов. Котелок крепится на специальном щитке
передней стенки рулевой рубки.
Шлюпочный магнитный компас КТ-М1м (рис. 69) по устройству аналогичен
катерному магнитному компасу, но не имеет нактоуза. В комплект входят
котелок с картушкой и футляр с масляным фонарем. Футляр изготовлен с
пружинным амортизирующим подвесом. Верхняя часть футляра съемная и
выполняет роль крышки. С наружной стороны футляра имеется специальный
кронштейн для подвешивания компаса.
Уничтожение девиации шлюпочного компаса не производится, так как
шлюпка не имеет металла, а компас показывает магнитные курсы, которые
для определения истинных курсов необходимо исправлять только одним
склонением. На котелок компаса надевается визир, служащий для
пеленгования предметов. Он состоит из проволоки с глазным и предметным
выступами, которые располагаются по диаметру кольца. Кольцо надевается
на котелок и может на нем поворачиваться. Значение пеленга отсчитывается
под предметным выступом. Визир может быть изготовлен из медной
проволоки.