Направление психологии, изучающее феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого акме.
Направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа.
Направление в психологии, в котором делалась попытка разложить психическую жизнь на элементы, с тем чтобы исследовать их взаимосвязи. К данному направлению могут быть отнесены, в частности, ассоциативная психология и отдельные направления необихевиоризма.
Направление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.
Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления "инсайта".
Условное обозначение тех направлений в психологии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Подразделяется на гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.
Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Направление объяснительной психологии, направленное на стремление описать и понять психологические феномены сами по себе, не редуцируя их к вне психологическим явлениям. Могут быть отнесены: Ф. Брентано, В. Дильтея, Э. Шпрангера, К. Ясперса.
Отрасль психологии, занимающаяся изучением индивидуально-психологических различий. В качестве объекта изучения выступают как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы.
Направление в изучении психического развития ребенка. Основатель - Ж. Пиаже. Изучаются проблемы происхождения и развития интеллекта - формирования фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенностей детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим.
Направление психологии, основным предметом исследования которого является способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль.
Отрасль психологии, изучающая взаимодействие человека и технических устройств. Направления и.п.: 1. Изучение структуры деятельности деятельности человека-оператора, 2. Инженерно-психологическое проектирование, 3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.
Направление в психологии, характеризующееся акцентом на межличностные коммуникации. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам.
Отрасль психологии, изучающая психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии больных, коррекция отклоняющихся форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных.
Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
Класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной социальной психологии в 50-е гг. Х в. и имеющих целью дать объяснение соотношения логического и алогичного в поведении человека.
Направление психологии. Представители: Ф. Крюгер, Х. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек. Ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия "гештальт", схожее с одноименным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии.
Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
(НЛП) Направление психотерапии (в определенном смысле и психологии), разработанное Р. Бэндлером и Д. Гриндер. В основе положено учение о структуре процесса общения, при отвлечении от содержательных аспектов. Постулируется, что основным компонентом общения является модальность сенсорного канала (визуальная, аудиальная, кинестетическая), в которой информация воспринимается и хранится в памяти. Несмотря на широкую популярность и разработанность, многие положения НЛП недостаточно подкреплены эмпирическим материалом и попросту фантастичны.
Отрасль психологии, посвященная изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга.
Направление в психологии, основанное на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех - неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Авторы: Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен.
Ряд направлений в психологии, ориентированных на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений.
В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.
Направление в психологии и педагогике, рассматривавшее ребенка комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях. Целью ставилось помочь развитию всех потенций ребенка. П. возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей, связываемое прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию.
Направление психотерапии, опирающееся на принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных социальной психологии и психологии развития. Разработчики: Б. Скиннер, О. Линдсли, Х. Айзенк, Дж. Вольпе, А. Бандура.
Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.
(физиологическая психология) - ряд психологических направлений, основанных на идее, что биологический субстрат служит лишь некой базой для развития общественных и внутричеловеческих процессов.
Раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения. Используется описание сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации, связи языкового развития с развитием личности.
Рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.
Выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п.
Изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.
Направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда. Основными задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация; рационализация трудовых приемов, техники и условий труда;
пути снижения аварийности и травматизма; совершенствование методов производственного обучения.
Направление в отечественной психологии 1920-х гг., основанное К.Н. Корниловым. В центре внимания рассматривалась реакция, объединяющая в себе и физиологический рефлекс, и психическое переживание. Реакция, в отличие от рефлекса исходит не от отдельного органа, а от целостного организма.
Направление в психологии начала ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым, использующее исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями.
Отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а именно психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи и т.п.
Направление в психологии ( Э. Титченер), предметом рассмотрения котороя является обнаружение элементарных структур сознания, не поддающихся дальнейшему расчленению, выяснение законов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции.
Отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности человека с недостатками слуха, в частности в условиях специального обучения.
Гештальтпсихологическая концепция личности, разработанная К. Левином. Личность рассматривается как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения.
Направление в психологии и психотерапии, основанное на процедуре анализа структуры личности, так называемых "состояний Я": "родитель", "ребенок", "взрослый").
Отрасль психологии, предметом которого является физиологические механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.
В расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.
Направление психологии, в котором основным предметом исследования является то, посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления.
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и др. Вдохновитель - Л.С. Выготский. Стала основой для формирования московской психологической школы.
Ряд направлений в психологии, методология которых ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания: лейпцигская школа, гештальтпсихология, школа К. Левина.
Психологическое направление, сформированное на основе классического психоанализа. Представители: А. Фрейд, Г. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон. На первое место выдвигается проблема адаптации человека к окружающему миру.
Одно из направлений гуманистической психологии; изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования.
(экологическая психология) направление, начавшее формироваться в 1970-х гг. и ориентированное на изучение психогенных сдвигов, обусловленных экологическим кризисом.