Поиск по форуму
Найти на сайте:
параметры поиска

Брак и эмансипация в Древнем Риме

Новичок, начни здесь!

Отрывок из книги «От рассвета до заката»:

Веками положение римской женщины оставалось неизменным: «Предки наши признали нужным, чтобы женщины, хотя они были и в зрелом возрасте, вследствие присущего им легкомыслия, находились под опекой, за исключением только дев-весталок, которых признали нужным оставить свободными. Так было предусмотрено законом XII таблиц» (Гай «Институции»). Изменения шли в рамках ослабления отцовской власти, эмансипации женщин и замены брака с мужней властью на брак без мужней власти.

Когда-то Марк Катон Старший заметил: «Везде мужи управляют женами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен". Безусловно, Катон, в свойственной ему манере, сгустил краски и его высказывание больше подходит не к Риму, а к современному западному обществу. Тем не менее, изменения в плане взаимоотношения полов были столь значительны, что английская исследовательница Рэй Тэннэхилл в книге «Секс в истории» пишет о Риме начала империи: «Римлянки и римляне испытывали одинаковые сложности в совместной жизни. Эмансипированные женщины Древнего Рима имели много общего с самым ожесточенным типом современной феминистки: властный ум, повелительные манеры и откровенное презрение к компромиссам.

Однако мужья были столь же несносны: они отличались исключительным эгоизмом, разборчивостью, склонностью к морализованию и недостатком воображения. В результате, жены и мужья были не более совместимы, чем где-либо, но, поскольку в Риме было больше целеустремленных женщин, чем в других странах древнего мира, голос их личных обид был слышнее». Справедливо! Хотя насчет недостатка воображения у римских мужчин я бы поспорил!

Равноправный брак sine manu, выросший из сожительства, вытесняет брак с мужней властью cum manu и сам, в свою очередь, вытесняется простым сожительством. Напомню, что в браке sine manu инициатором развода могла быть любая сторона. По этому поводу феминист Ленин писал: «На деле свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях». (Полн. Собр. Соч., т.25, стр.286)

Интересно, что результаты были прямо противоположны! Раньше жены не могли развестись со своими мужьями ни на каких основаниях. Теперь они могли дать мужу развод практически без оснований, что они и делали с большим энтузиазмом и возрастающей частотой.

«Ее счет идет в гору, - замечает Ювенал на рост разводов. - За пять зим она сменила восемь мужей! Напишите это на ее надгробии!»

О женщинах новой формации читаем у Марка Валерия Марциала:

«Вытрясет все, что имеешь,
За то, что не дал - опорочит!»

Женщины разводились с мужьями потому, что те надоедали им. Мужчины разводились с женами потому, что начинали замечать морщины на их лицах или из-за безнравственного, ленивого или сварливого характера римлянок. Тертуллиан уверял, что женщины в Риме выходят замуж лишь для того, чтобы потом развестись. Сенека укорял женщин за то, что они календарные годы считают не по консулам, а по мужьям.

Хотя в среде римской аристократии преобладал брак с мужней властью cum manu, эпидемия разводов не обошла стороной и ее. Цезарь официально был женат 5 раз, Марк Антоний - 4 раза, Октавиан Август - 3 раза. Прежняя римская строгость нравов уходит в прошлое. По свидетельству Светония, Цезарь на любовные утехи был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин, в том числе: Постумии, жены Сервия Сульпиция, Лоллии, жены Авла Габиния, Тертуллы, жены Марка Красса и даже Муции, жены Гнея Помпея. Были среди его любовниц и царицы, например, мавританка Эвноя, жена Богуда и египтянка Клеопатра.

На галльском триумфе солдаты по старой римской традиции распевали сатирические стихи, в том числе:

«Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника!
Деньги, занятые в Риме, проблудил он в Галлии!»

В донжуанском списке Цезаря и связь с царем Вифинии Никомедом. Долабелла порицал за это Цезаря с сенатской трибуны, называя «царской наложницей».

«Когда однажды Цезарь говорил перед сенатом в защиту Нисы, дочери Никомеда, и перечислял заслуги, оказанные ему царем, Цицерон его перебил: «Оставим это, прошу тебя: всем отлично известно, что дал тебе он и что дал ему ты!» (Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей»). Во время галльского триумфа, воины Цезаря, шагая за его колесницей, среди других насмешливых стихов, распевали и такие, получившие широкую известность в Риме:

«Галлов Цезарь покоряет, Никомед же - Цезаря!
Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию -
Никомед не торжествует, покоривший Цезаря!»

Декламация подобных стихов солдатами на триумфах была старинной республиканской традицией, Цезарю приходилось терпеть!

Следствием сексуальной дерегуляции и замены патриархального брака на брак, основанный на равноправии сторон, стала депопуляция - явление хорошо знакомое современному миру. Полибий пишет: «Люди не хотят воспитывать детей и обыкновенно воспитывают одного или двух».

Напомню, что римское население непрерывно росло, хотя вся история Рима - это история сменяющих друг друга наступательных и оборонительных войн. Теперь, когда уровень жизни в Риме стал многократно выше, чем в окружающих провинциях, число римлян начинает сокращаться!

Этолог В.Р. Дольник пишет: «В мире животных идиллического равенства полов почти никогда не бывает. Такая система порождала бы противоборство полов, как это описано недавно у маленьких птичек ремезов. У них насиживать яйца в равной степени способны оба пола и нет четкого доминирования одного над другим, поэтому самки пытаются заставить насиживать самцов, а самцы - самок. В результате их противоборства, в тридцати процентах случаев кладки погибают, так как ни самка, ни самец не приступают к насиживанию».

И тщетно Цицерон провозглашает, что Риму нужно «меньше похоти и больше детей». Депопуляция, начавшаяся в период поздней республики, набирает обороты.

В 753 году AUC Октавиан Август приказывает провести перепись населения империи. В Иудее его проводит римский прокуратор Квириний. Это событие отражено в Новом Завете у евангелиста Луки так: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город, пошел и Иосиф из Галилеи, из города, Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда они были там, наступило время родить ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь!»

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Италия в тот период насчитывает около десяти миллионов свободнорожденных, из которых половина - римские граждане и примерно четыре миллиона рабов. В провинциях проживают шестьдесят миллионов человек.

Римские политики вполне понимали опасность снижения рождаемости. Октавиан Август предпринимает меры, чтобы остановить депопуляцию. В его действиях можно найти поразительное сходство с политикой современных правительств. В целом эти действия можно охарактеризовать, как попытку повлиять экономическими мерами на явление, носящее внеэкономический характер.

Новые законы, изданные Октавианом Августом (Lex Iulia et Papia Popea), установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке или не имевших детей, ряд имущественных ограничений. Не состоявшие в браке (coelibes) не могли получить имущество по завещаниям, а состоявшие в браке, но бездетные (orbi) могли получать только половину завещанного.

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и женщин. Мужчина считался не бездетным, если у него был один ребенок, женщина - только если у нее было трое, а у вольноотпущенниц - даже четверо детей. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям и имевшие так называемое ius trium liberorum, помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользовались и рядом других преимуществ. Все то, что не могли получить лица, не состоящие в браке или бездетные, объявлялось caducum и обращалось в пользу других лиц, назначенных в том же завещании или же, при их отсутствии, в пользу казны.

Холостяки были обложены высоким налогом, им было запрещено посещение зрелищ. Вдовы должны были снова выйти замуж в течение 2 лет, а разведенные женщины - в течение 18 месяцев. Разводы были затруднены: в частности, для развода требовалось 7 свидетелей. Если брак расторгался без основательной причины, устанавливались имущественные санкции. При виновности мужа - он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданого.

Закон «Об обуздании прелюбодеяний» (Lex Iulia de adulteriis coercendis) устанавливал наказание в виде ссылки на острова в случае измены супруги или прелюбодеяния вдовы.

Безусловно, эти меры помогли стабилизировать ситуацию на семейно-брачном фронте. Однако брак без мужней власти продолжал оставаться законным. Он продолжал позиционироваться в римском праве, как договор между двумя равноправными, свободными сторонами. Не стоит удивляться, что меры по увеличению рождаемости имели ограниченный успех. Настолько ограниченный, что Октавиан Август осуществляет непоследовательный и безусловно вынужденный шаг, который вступает в противоречие с его собственной политикой да и с самой сущностью римского брака. Дети от внебрачного сожительства (libery naturales) были наделены некоторыми правами наследования. Сожительство фактически было узаконено, как неполноценный брак (inaeguale coniugium), и стало называться конкубинатом. Женщина при конкубинате не приобретала социального положения мужа, а дети от такого брака не попадали под власть отца. Так Рим «обогатился» третьей формой брака.

Книгу «От расцвета до заката» в электронной форме можно
получить перечислив от 250 рублей на нужды пропаганды и развития маносферы и МД на Яндекс-деньги: 41001864393740 или на карту Сбербанка: 6390 0213 9036 9280 33. Если что – пишите в личку или на site-leo@narod.ru!



Автор:



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти в конец комментариев Перейти к статье Список без дерева

+27170
онлайн
А
Brissen
09.08
+2
Увы, немало неточностей.
Например, до Августа женщине развестись в Риме было практически нереально - фактически, это была именно собственность мужчины, как в розовых мечтах традиционалистов - у них даже имен не было.
+1821
12 часов назад
Brissen, Это спорный момент. Вот что пишут в ВИКИ на сей счёт: "Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима (к... показать полностью...
+27170
онлайн
Даже у Тацита написано, что Август сделал бабам много поблажек.

Petrovich_161:
Во времена республики для развода требовались существенные основания

Да, а Август - первый император.
+4280
В отпуске
Brissen:
у них даже имен не было.

А как тогда к ним обращались? "Жена №1 ко мне"?)))
+27170
онлайн
По фамилии отца: Юлия, Атия, Кальпурния и т.д. А если у нее сестра, то Кальпурния Прима, Кальпурния Секунда и т.д., или Кальпурния Сениора, Кальпурния Минора.
+4280
В отпуске
Brissen:
По фамилии отца

Вот это правильно! ok

Brissen:
Кальпурния Секунда

"Спасибо за сладостные секунды!"(с) laugh
+1821
12 часов назад
Отличная статья! ok
Мне понравилось, что помимо фактологии автор проводит параллели с современным миром. Очень поучительно и познавательно.
+4280
В отпуске
Petrovich_161:
Мне понравилось, что помимо фактологии автор проводит параллели с современным миром.

Да, блин! Читаешь и все как сейчас! Падение Рима никого ничему не научило...
+27170
онлайн
У разбивших Рим варваров, кстати, бабы имели больше прав, чем у римлян.
+4280
В отпуске
И что, это доказывает что за матриархатом будущее? cool
Как там китаянки?)
+27170
онлайн
Нет, будущее на МИСП.)
А китаянки меркантильные и наглые до жути. Еще пользуются, что я не понимаю, когда они быстро говорят, особенно с учетом того, что в Шанхае свой говор.
+4280
В отпуске
Brissen:
Нет, будущее на МИСП.)

Значит я уже в будущем smile

Brissen:
А китаянки меркантильные и наглые до жути.

Фуууууууууууууу!!! Я кстати еще как-то в круизе заметил что они наглые, причем возрастные, молодых там не было
+27170
онлайн
Ну вот сидим мы с ней в кафешке, - она обязательно закажет себе по полной программе все. Причем латину или нигру я пойму, даже если она быстро говорит, а этих пока не понимаю. Нигра может на суахили своей что-то заказать, но там если официанту сказать "Слушай меня, что я тебе говорю, а не ее! Что он... показать полностью...
+4280
В отпуске
Brissen, Ну ты ее хоть трахаешь?) Brissen, Бл*, вот это наглость! Слушает ее а платить тебе! показать полностью...
+27170
онлайн
Lucky, Гарантий нет.( Удалось склеить студентку местную - в Шанхай приехала с Харбина, там какой-то съезд спортивный студентов был, они в моем отеле останавливались. Мне тут один чел сказал, что мой уровень - студентки (причем, это он типа ругался). Надо соответствовать уровню. Ну и путан ... показать полностью...
+4280
В отпуске
Brissen:
Мне тут один чел сказал, что мой уровень - студентки (причем, это он типа ругался). Надо соответствовать уровню.

А, это типа ты "нинастоящиймужчина", не накопил денег чтобы добиться высокоуровневой. П*здец бл*!
По моему на таких телок лучше забить и заняться экскурсиями. Там вроде небоскреб какой-то высоченный, слазь на смотровую, покажи нам фотки. Запили вообще пост про Шанхай!
+27170
онлайн
Lucky, Ну, на мой взгляд, молодые бабы, у которых в голове не только былье растет - это и есть высокоуровневые. Или я чего-то не понимаю?) Lucky, Да я так и сделал: днем по достопримечательностям, вечером - по злачным местам. Lucky, показать полностью...
+4280
В отпуске
Brissen, Так на таких как раз бабла не нужно, умным парням вроде нас с тобой они дают быстро и бесплатно. А те "высокоуровневые", про которых тебе этот тупой китаец сказал, это как раз самые ТП и и потребляди и есть! Мне такие и даром не нужны, не то чтобы еще их добиваться! ☺ Brisse... показать полностью...
+27170
онлайн
Lucky, Это в инете соотечественник мне сказал, как узнал, что я рашенбабами брезгую, а затеваю со студентками. Lucky, Да, но не фоткал. Впрочем, ночью, когда, как раз, и надо фоткать Шанхай, она закрыта сейчас. Lucky, Дорого - по 100 бачей. Я думал, на Кубе феи дорогие, ... показать полностью...
+4280
В отпуске
Brissen, Пфф...что о таких вообще говорить ☺ Brissen, Ну так Шанхай город дорогой. И что думаешь, они того стоят? Мне кажется что из фей только тайки и африканки секси, мне о них хорошо отзывались. показать полностью...
+27170
онлайн
Латины)
В африканку можно и в РФ потыкать, но я хз, как там - я фей не снимал у нас, со студентками затевал только.
А город да - дорогой. Вообще, как в южных странах, к которым привык - все стремятся срубить бабла с белого.
+4280
В отпуске
Brissen:
Латины)

Ну судя по тому что ты писал про Эквадор, не особо. Или ты просто не очень подробно расписал. Мне надо чтобы текла, стонала, кончала, кричала:"Трахни меня любимый!" smile Чел который мне филку подогнал такое про таек и кениек такое говорил, правда в латине он не был)
+4280
В отпуске
Кстати прочитал про твой опыт с куклой, все-таки это не для меня, подожду говорящих )
+27170
онлайн
Lucky:
Запили вообще пост про Шанхай!

У меня в планах продолжить Foreign Affair про страны (последние читал, кстати?) - со временем, и до Китая доберусь.
+4280
В отпуске
Brissen:
последние читал, кстати?

Читал про Эфиопию, но тема бап раскрыта не до конца. Меня как всегда интересует характер, сексуальность и немозговыносимость joke Читал про конголезок кажется, будто они такие сексуальные, что у мужин от долгого секса бывает сердце не выдерживает, это правда?
+27170
онлайн
Lucky:
Читал про конголезок кажется, будто они такие сексуальные, что у мужин от долгого секса бывает сердце не выдерживает, это правда?

Я конголезок не дрючил, но, вроде, на месте.

https://zen.yandex.ru/id/5ccd892c178ebe00b3e72c43 = тут читай, - там еще Куба, Чили и Экваториальная Гвинея.
+4280
В отпуске
Brissen:
У них вообще, как я понял, уже культурный код - башлять бабам. Все удивлялся, почему китайские экспаты бабам в Латинах и Африках столько башляют, даже когда она и так дать готова.

Как экономический подъем, так сразу начинают деньгами баб портить! Я помню у нас такое было в тучные нулевые! "Дебилы, бл*дь!"(с)
+27170
онлайн
Это типичный менталитет "из грязи в князи" (они же несколько десятилетий назад в робах хлопчато-бумажных ходили): траты ради трат, чтобы показать, что у тебя есть что тратить.
То же самое у латиносов, у нигр сейчас то же самое. Да блин, в РФ то же самое.
+4280
В отпуске
Brissen:
Это типичный менталитет "из грязи в князи" (они же несколько десятилетий назад в робах хлопчато-бумажных ходили): траты ради трат, чтобы показать, что у тебя есть что тратить.

И после таких аленей бабы так портятся что их трахать противно!
+187
В отпуске
Прекрасная статья! Хочешь разобраться в настоящем - загляни в прошлое! cool ok


Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти к началу комментариев Перейти к статье RSS-лента комментариев


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты