Французский социолог Жан Бодрийяр рассмотрел сущность общества потребления в одноименной работе в конце 60-х. С тех пор данная модель капитализма на западе достигла «новых высот», но так как Россия с некоторым запозданием вернулась на капиталистический путь развития то его аналитические проработки актуальны для нас и сегодня.
Жан Бодрийяр называет потребление цепной психологической реакцией, которая направляется современной магией, природа которой бессознательна. Он считает, что общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурного закона выживания современного мира.
Ключевое понятие социального устройства — счастье — Бодрийяр рассматривает как абсолютизированный принцип общества потребления. Наделяя счастье количественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальной дифференциации, он видит его лежащим в основе современной демократии, смысл которой сводится к равенству всех людей перед знаками успеха, благосостояния и т. п. Иными словами, потребительская ценность товаров абсолютна и не зависит от конкретного человека. В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен — он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчуждённым от них знакам. Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.
Жизнь усложняется. 15 лет назад мы "переехали" из одной страны в другую, где совсем другие ценности, приоритеты, системы отношений. Исчезла, например, такая ценность, как семья. Зато появились другие приоритеты-деньги, карьера, социальный статус. Для многих - это ломка сознания.
Психотерапевт А.Курпатов
Общество потребления превращает человека в биосущество для переработки все возрастающих и совершенствующихся продуктов и услуг, причем границы нормы давно пройдены. В психологии даже изобрели новое направление - NLP по научному навязыванию (впариванию) продуктов и услуг и назвали «метод успешных продаж». В политике это же назвали политтехнологиями. Когда общество потребления еще только зарождалось, действовал принцип: при хорошей рекламе можно продать даже дохлую крысу. Сейчас действуют более изощренные и гламурные научные методы, чтобы обмануть критические функции сознания и навязать обывателю уже на подсознательном уровне все что угодно рекламодателю.
Согласно данным Центра по контролю и предотвращению заболеваний, примерно один из десяти американцев принимает антидепрессанты. Студенты без опаски и с пользой для себя принимают риталин, помогающий сосредоточиться на учебе. Сменные рабочие, пилоты, водители грузовиков и даже ученые употребляют модафинил – лекарство, позволяющее подолгу не спать, чтобы можно было продолжать работать.
Мы уже не говорим о курильщиках марихуаны, кокаинистах, любителях бурбона, курильщиках или людях, помешанных на кофеине. Мы используем эти вещества по самым разным причинам, в том числе для того, чтобы справиться с любовью (хотим ли мы ее и не имеем, имеем ли, но не хотим, или пытаемся пережить ее потерю). Многие употребляют вещества, особенно алкоголь, чтобы повысить качество социального опыта. Молодые рейверы и любители вечеринок употребляют метилендиоксиметамфетамин, более известный как экстази, дающий им чувство сопричастности и дружбы с теми, кто танцует рядом со светящимися палочками в руках. Отчасти экстази действительно это делает, поскольку стимулирует высвобождение окситоцина и дофамина.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение»
Есть полезный продукт картофель. Кулинары его долго перерабатывают с добавками не менее полезных продуктов, в результате получаются чипсы, которые называются мусорной пищей, запретной для детей. После чего дети все эти запреты с охотой преодолевают.
«The American Journal of Clinical Nutrition» сообщает, что команда экспертов под руководством Эрика Стайса выяснила, что крайне вредными являются молочные коктейли, потребляемые детьми в огромных количествах. В них содержится ударная доза сахара и жира. В одной порции молочного коктейля содержится суточная норма калорий для взрослого человека, а также в три раза превышена суточная норма жиров. Выяснилось, что организм ребенка реагирует на такие напитки, как на наркотические вещества. Огромные дозы сахара, присутствующие в них, стимулируют центр удовольствия. Такая смесь это прямой путь к ожирению.
А ожирение это вообще отдельная песня. Согласно докладу Института развития зарубежных стран, с 1980 по 2008 годы количество тучных граждан утроилось, подойдя к отметке в миллиард человек. Доктор Рави Ретнакаран: "Наши данные свидетельствуют о том, что пациенты с нарушениями обмена веществ, как и пациенты без нарушений обмена веществ, но обладающие излишним весом, находятся в одной группе риска, у них повышенная вероятность умереть от сердечно-сосудистых заболеваний". Ученые из больницы Маунт-Синай в Торонто установили, что избыточный вес неизменно приводил к возникновению тех или иных сердечно-сосудистых заболеваний при наблюдении на протяжении более 10 лет.
Список мусорной пищи, напитков и услуг постоянно расширяется, делается все более привлекательным.
Гигиена важный раздел медицины, но в результате неумеренного ее навязывания появилась целая группа заболеваний «болезни избыточной гигиены». Врачам как составной части общества потребления, какая разница от чего лечить: недостатка гигиены или ее избытка, лишь бы платили.
Это как неустанно трудятся две лаборатории: одна создает и запускает в сеть вирусы, а рядом другая создает антивирусные программы и продает их. Раньше и то и другое делалось в одной и той же лаборатории, одними и теми же специалистами, но как показали исследования, когда этим занимаются в разных лабораториях эффективность выше.
Сначала банкиры изобрели «токсические кредиты», понравилось потому, что банкирам это выгодно. Изобрели «токсическую любовь» - хорошо все, что дает прибыль.
Алессандра Бадуэль проводившая исследования женских романов пишет: «Романтизм и счастливый конец в дамских романах создают опасные иллюзии, и женщины теряют контакт с реальностью».
"Дамские романы наносят вред супружеским парам, сексуальности, многочисленным женщинам, которые читают их, впадают в иллюзии, мечтают, пребывают в ожидании чувственных переживаний и заканчивают тем, что не принимают прозаической реальности, своими руками разрушая любовные отношения. Такие читательницы начисто отключают здравый смысл и гонятся за романтикой", - пишет известная британская психолог Сьюзан Куильям.
Любовь разрушает современная массовая культура, бесцеремонно вошедшая в каждый дом. С помощью телевизора и книг, определенного содержания, мы проникли в апартаменты, где прекрасные женщины и мужчины на наших глазах занимаются любовью, и наоборот, они вошли к нам в спальню и живут вместе с нами. Но можем ли мы выдержать конкуренцию с мужчинами и женщинами, сошедшими прямо с рекламных страниц и подиумов, умопомрачительно одетых, свободных от всех забот?
Д.филос.н. В.М. Розин
«В моде виртуальная проституция по Интернету. Многие женщины, будучи замужем, по ночам выходят на Интернет-панель пособлазнять сотни своих поклонников. Недавно у меня был на приёме мужчина, который не мог понять, как относиться к этим.. виртуальным близостям супруги. Что тут сказать?...»
Доцент, к.псх.н. Рамиль Гарифуллин.
Письмо в Клуб: "Привет всем! Моя история о несчастной любви. О несчастной потому, что полюбила я молодого человека, общаясь по интернету. У нас у обоих семьи и дети. Общаемся мы уже полтора года, практически каждый день. Много было всего.... и радости и разочарования.
Смешалось уже все, реальная жизнь кажется нереальной, словно она промежуток времени, который мы стараемся прожить как можно быстрее, стремясь и спеша к чему то... Встретиться мы не можем, так как живем в разных странах... но мы все же нашли друг друга, несмотря на расстояние. Как же теперь быть? Как вернуть нормальное течение времени? Как научиться жить реально в реальной жизни, не оглядываясь на виртуальную???? Знаю, что не быть нам вместе, а остановиться не могу... "
Oxi.
«Свадьба как разовое событие, верность как бесспорная ценность – такова многовековая позиция христианского общества. Современный мир использует другие идеи, в частности ту, что любовь длится три года. Это очень рыночная установка, она не то чтобы разрешает бросить своего партнера через три года, она просто обязывает это сделать!
Мы и так участвуем в конвейере постоянных перемен, под давлением общества меняя машины, жилье, одежду на более модные и престижные, и в последнее время делаем это все чаще. Теперь в это движение втянуты и наши отношения.
Обыденная жизнь может подталкивать к решению расстаться с партнером: в любых отношениях есть периоды влюбленности, рутины, сложностей, конфликтов, и в какой-то момент может показаться, что любовь прошла. Но социум предлагает способы не решения этих проблем, но отвлечения от них.
Проблемы при этом лишь усугубляются, что, в конце концов, приводит к разрыву и, соответственно, к поиску новых партнеров и отношений, в которых возникают все те же трудности. Такое положение создает ситуацию адюльтеров, взаимных измен, делает ее нормой жизни. Очень сложно поверить в психологическое благополучие человека, который снова и снова переживает прекрасный период влюбленности, но так и не научился строить отношения, разрешать возникающие сложности».
Д.псх.н. профессор Александр Орлов
«Любви как средству решения житейских проблем придается такое большое значение, что самоуважение человека зависит от того, обрел он ее или нет. Люди, которым кажется, что они нашли ее, готовы лопнуть от самодовольства, уверенные в том, что располагают неопровержимым доказательством своего спасения, подобно тому, как кальвинисты считали богатство зримым свидетельством своей принадлежности к избранным. Те же, кому не удалось обрести любовь, не просто считают себя в большей или меньшей степени обездоленными, но утрачивают самоуважение, а это влечет за собой более глубокие и опасные последствия. Они чувствуют себя представителями новой касты неприкасаемых и признаются психотерапевту, что страдают бессонницей, причем не обязательно потому, что чувствуют себя особенно одинокими или несчастными, а потому, что их терзает гнетущее убеждение, будто они не сумели разгадать великую тайну жизни. И между тем на фоне постоянного роста количества разводов, настойчивого опошления любви в литературе и изобразительных искусствах и несомненного факта, что для множества людей секс стал настолько же бессмысленным, насколько доступным, эта самая "любовь" стала казаться невероятной редкостью, если не полной иллюзией. Некоторые представители "новых левых" пришли к заключению, что любовь уничтожена самой природой нашего буржуазного общества, а предлагаемые ими реформы имеют своей целью построение "мира, в котором будет больше возможностей для любви".
«Поистине, любовь стала настолько внутренне противоречивым явлением, что некоторые исследователи семейной жизни пришли к заключению, что "любовь" – это просто название способа подчинения более сильными членами семьи более слабых. Рональд Лэинг попросту утверждает, что любовь является прикрытием для насилия».
Е.Пушкарев
Характеристики общества потребления по Бодрийяру:
- Персонализация, или наименьшее маргинальное различие (НМР). Функциональный, обслуживающий характер человека в обществе потребления приводит к синтезу индивидуальности из знаков и подчёркнутых отличий. В сфере знаковых различий не остаётся места для подлинного различия, основанного на реальных особенностях личности. Всё — от роскоши и права на свободное время до манифестированной упрощённости — входит в свод чисто социальных различий, легимитированных самой системой. Даже искренний поиск утраченной действительности, познание себя имеют эффектом лишь произведённое социальное различие — основной движущий механизм общества потребления. Персонализация человека в знаках задаёт всё вплоть до самих его типов. Модель требовательного мужчины и заботящейся о себе женщины — это те же всеобщие, законодательно задекларированные идеалы, имеющие демократический смысл лишь в своём свойстве быть равно желанными для всех.
- Массово-информационная культура. Отношение массовой культуры к традиционной культуре аналогично отношению моды к предметам. Как в основе моды лежит устаревание предметов, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура, таким образом, изначально создаётся для недолговременного использования, она есть среда, в которой сменяются знаки. Её императивом становится требование актуальности, современности, функциональной пригодности для человека-потребителя. Развитие средств коммуникации приводит к утрате символической основы в человеческом общении. На смену индивидуальности, живой культуре приходит ритуализация бессмысленных знаков, не имеющих содержания. Формируется некий минимум таких знаков, обязательный для каждого «культурного» человека. Бодрийяр определяет этот минимум как «наименьшую общую культуру», которая выполняет в массовом сознании роль «свидетельства культурного гражданства». Атрибутом мира потребления является китч — никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характеризующийся лавинообразностью распространения, имеющей классовую природу. Потребление предмета-китча есть симулятивное приобщение к моде, покупка отличительного признака.
Средства массовой информацию отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Суть этого тоталитаризма состоит в «гомогенизации» событий, приданию им равноправия перед восприятием потребителя. СМИ убивают живое содержание мира, извлекая из него лишь события, содержание которых, в свою очередь, сводится уже лишь к бесконечной отсылке друг на друга. На основе такого отношения к подлинной действительности СМИ формируют «неореальность», не имеющую категорий истинности и ложности. «Неореальность», в создании которой также участвует реклама, состоит из «псевдособытий», возникновению которых не предшествует ничья цензура. Реклама не призывает к анализу достоверности своего содержания, а требует веры в себя. В этом смысле она имеет пророческий характер.
- Тело — самый прекрасный объект потребления.
Общество потребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, делать из него инструмент устранения социальных различий. Традиционные понятия красоты, эротичности заменяются функциями — они подсчитываются как статьи потребительской способности. Тело становится упрощённым аналогом души — его нужно «найти», «открыть», «познать» и «спасти». Оно становится объектом совремнной мифологии и, в сущности, не является больше материальным. Тело — это объект потребления, наряду с обладателем его потребляют медицина и модные журналы. Связанная с ним сексуальность вгоняется в заданные стандарты и тем самым коммерциализуется, становится элементом системы производства.
- Драма досуга, или невозможность убить своё время.
Время имеет потребительскую стоимость. Оно не может быть истинно свободным, поскольку его свобода предусмотрена и подсчитана структурой общества потребления. В традиционном смысле время исчезает — его деление на свободное, приятно или плохо проведённое больше не является фундаментальным критерием его различения. Время гомогенно в своём статусе элемента производства. Досуг есть не более чем время восстановления работоспособности. Люди стали «отходами денег и времени». В обществе потребления — время невозможно убить, его нельзя потратить вне системы потребления.
- Мистика заботы.
«Под солнцем заботы загорают современные потребители». Оберегающий, предусмотрительный и заботливый облик общества потребления есть не более чем его защитный механизм, скрывающий «глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию щедрости, где „благодеяние“ скрывает барыш». Бессимволичность, опредмеченность отношений между людьми компенсируется знаками участия и доброжелательности. Услужливость, раболепство, идеология дара — это систематические факты современного общества, которые скрывают реальные экономические механизмы. Эти факты обязывают потребителя считать себя больным, неполноценным, нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг.
- Аномия в обществе изобилия.
При видимом изобилии возникает косвенный культ насилия как своего рода предохранитель, переключающий человека с размышлений о свободе на размышление о счастье. Изобилие обволакивает человека и с неизбежностью ставит его перед новой моралью, которая не является следствием прогресса. При таком положении вещей появляется новый тип насилия, являющийся компенсацией изобилию и своего рода доказательством его неустойчивости. Другими доказательствами являются постоянная усталость и депрессия, ставшие как раз следствиями изобилия, упрощения, автоматизма современной жизни.
С каждым годом потребности общества растут все больше, что приводит к определенным экономическим и социальным изменениям.
- В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой проведения досуга.
- Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами.
- Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама.
- Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой».
- Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, карты постоянных покупателей и т. п.
- Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже, чем аналогичные товары менее « раскрученных» производителей.
- Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются.
- Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой.
- Физкультура и спорт становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.
Хорошим подспорьем в получении прибылей капиталистов является гедонизм(греч. hedone — наслаждение,Г. сводит к общей цели — к получению наслаждения и избежанию страдания), поэтому гедонистическая мораль активно культивируется и насаждается
Человечество живет в условиях антропологического кризиса [Шпенглер 1993; Тоффлер 2002], одно из важнейших проявлений которого – кризис любовных и семейных отношений [Гидденс 2004; Фуко 1996] как результат всевозрастающее отчуждение человека от других людей, разрастающаяся индивидуализация.
Гедонизм, как активный механизм общества потребления.
Сегодня проблема гедонизма приковывает к себе взгляды важнейших умов современности. Так, британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистских и эгоистических настроений является знаковым для нашего времени. Один из американских идеологов П.Дж. Бьюкенен среди причин демографического кризиса, коллапса института семьи и брака особо выделяет гедонистическую мораль. Следование императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремление к максимальному комфорту, приоритет карьеры в ущерб семье, освобождение женщины (понимаемое радикальными феминистками как отказ от традиционной роли жены, матери и хозяйки дома), эгоизм и культ удовольствий — все это приводит к разрушению семьи и брака. «Какая сила, — задается Бьюкенен вопросом, — может противостоять песне сирен гедонистской культуры, песне столь обольстительной и призывной, песне, которую повторяют едва ли не все, кто обращается к молодежи, — Голливуд, MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, популярная музыка, дамские романы и прочие бестселлеры?» Этот вопрос остается без ответа.
Д. Белл, крупнейший социальный мыслитель, подчеркивал, что центральное место в современной западной культуре занимает гедонизм. По его мнению, именно в 1960-е гг. оформилась современная гедонистская мораль. Однако сдвиг в системе ценностей западного общества наметился еще раньше, в 1920-е гг., когда в результате массового производства и роста потребления стала преобразовываться жизнь среднего класса.
В контексте постмодернистской культуры тема гедонизма, удовольствия и соблазна становится особенно актуальной. Постмодернистское общество избрало своим императивом наслаждение, а своей стратегией — соблазн. Еще раз вернемся к размышлениям Ж. Бодрийяра о потребностях современного общества: «Теперь не говорят уже: «У тебя есть душа, ее надлежит спасти», но:
«У тебя есть пол, ты должен найти ему хорошее применение»,
«У тебя есть бессознательное, надобно, чтобы «оно» заговорило»,
«У тебя есть тело, им следует наслаждаться»,
«У тебя есть либидо, нужно его потратить» и т.д.
"Мы живем в обществе, где клеймится тот, кто не испытывает постоянного полового влечения, - объясняет эксперт Ричард Эбштейн. - Однако наше исследование показывает, что это влечение обусловлено генетикой".
По этим данным, примерно 30% людей имеют повышенное сексуальное влечение. 60% не испытывают особой страсти к постоянным половым актам. И лишь 10% взрослых эксперты отнесли к тем, у кого уровень сексуальных влечений соответствует среднестатистическим показателям.
Современную культуру накрыла волна гедонизма, изменила ее облик. Результатом этих перемен стало появление нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу, заботящегося о собственном благополучии. Личность такого человека деформируется: теряется глубина, внутренне содержание. Вслед за этим следует духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами. Гедонистические устремления человека оборачиваются опустошенностью, и тогда он тратит все свои силы и энергию на поиск новых, еще не изведанных удовольствий.
…секс пробивает себе дорогу уже к новым «партнерам» в виде животных - сфера извращений, охватывающая все большее и большее количество развратников (достаточно взглянуть на их сайты в Интернете). В нормальных странах такой «секс» запрещен законом, в ненормальных - на него смотрят сквозь пальцы.
…где гейство и лесбиянство получили «зеленую улицу», прекратился рост белого населения.
Д. полит.н. Алекс Бэттлер «О любви, семье и государстве».
В Голландии с 2006 года действует партия педофилов "Милосердие, свобода и разнообразие" (PNVD). Ее главные требования - снизить возрастной барьер для вступления в половую связь до 12 лет и легализовать детскую порнографию.
В культуре влияние гедонизма сказывается, прежде всего, в снижении уровня духовных ценностей, в адаптации произведений искусства к ожиданию и спросу потребителей, в установке на развлекательность. Культ гедонизма и чувственных наслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Современные средства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм стал ведущей ценностной ориентацией молодежи.
В США в большинстве крупных городов существуют обширные полиаморные сообщества. Журналисты предполагают, что на сегодняшний день в Соединенных Штатах живут более полумиллиона открыто полиаморных семей.
Полиамория не признает исключительности отношений: она открыта для множественных партнерств.
А на другом полюсе амурно – эротических отношений:
В США и в Европе уже больше пяти миллионов асексуалов людей, которые добровольно отказываются от половой жизни. Популярным становится и движение «секслесс» когда жены вполне сознательно годами отказываются от секса с мужьями.
Создано и активно развивается - Русское сообщество Асексуалов. Их лозунг «Асексуалы - люди будущего».
И как следствие: "Оказывается, Америка - единственная страна в мире, где любовь является национальной проблемой. Кажется, огромное количество американцев обоих полов пребывает в состоянии замешательства по поводу любви", заявляет Рауль де Роусси де Сеймс.
Можно успокоить Рауля де Роусси де Сеймса, что уже давно Америка не единственная страна, где любовь является национальной проблемой.
Чтобы не заканчивать на пессимистической ноте, можно напомнить о начавшемся экономическом кризисе, который наверняка приведет к изменению экономической модели. И на смену общества потребления придет что-то другое, более цивилизованное.
Е. Пушкарев
Концепцию "общества потребления" нам упорно прививают с 1985 года многочисленные "демократы-прорабы перестройки", при активной поддержке заокеанских и европейских радетелей о правах человека. Зачем? Им-то какая корысть? – да самая что ни на есть прямая. Активный потребитель все силы рук и ума должен направлять на то, чтобы приобретать все большее количество товаров – а нужны они ему или нет, неважно! Главное, чтобы приобретал. Не хочет – нужно убедить его в том, что: а) в этом смысл жизни его б) у соседа есть, а ты чем хуже? в) это модно и престижно с) это повышает твой социальный статус.
Чем больше мы покупаем (и нужного и вовсе ненужного), тем выше прибыль корпораций, тем спокойнее властям предержащим – люди ДЕЛОМ заняты!
И пусть потребитель пашет с утра до вечера, отрываясь лишь на сон, еду и наслаждение обладанием купленного. И не задумывается о дурацких вещах вроде смысла жизни, недостатках общества, самообразования, и главное – чтобы сдуру не лез в политику! Политика – она для избранных. А смысл жизни доступно изложат в СМИ деятели на ниве пропаганды "демократических ценностей".
Вот именно это мы и наблюдаем сейчас, в России, "на грани двух столетий, на переломе двух миров"…
Общество потребления в России
Дб Лавров,24.03.13
Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).
© В.И. Арнольд, академик РАН. Один из крупнейших математиков XX века. (Из статьи «Новый обскурантизм и российское просвещение»)
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ