Двое водителей не поделили дорогу на шоссе Энтузиастов в Москве. В итоге один из участников конфликта достал травматический пистолет и дважды выстрелил в голову своему оппоненту, после чего скрылся с места происшествия.
В год в России от травматического оружия погибает в среднем 20 человек. За последние пять лет из травматического оружия стреляли 2,5 тысячи раз. Одно из самых резонансных убийств с применением травматики произошло в декабре 2010 года. Тогда в драке в районе Головинский, расположенного на севере Москвы, у метро "Водный стадион" был застрелен болельщик футбольного клуба "Спартак" Егор Свиридов. Годом позже в одном из домов на улице Мельникова неизвестным из травматического пистолета была убита учащаяся 10-го класса. В одном из столичных клубов во время ссоры из травматики ранили редактора телеканала Russia Today Наталью Архипцеву.
...
Посмотреть изображение в оригинале...
Статистика МВД РФ свидетельствует, что россияне стали агрессивнее друг к другу. Только за последние два года от пуль орудий самообороны погибло более 20 человек. Согласно данным полиции, количество преступлений, совершённых с его применением, растёт. Если в 2010 году было зафиксировано 267 таких преступлений, то уже в 2015-м в два раза больше — 594.
В полиции отмечают, что, хоть количество преступлений, совершённых с применением орудий самообороны, за последние годы и растёт, количество выданных разрешений на его приобретение и хранение снижается. В 2010 году было выдано 5 234 643 разрешений, спустя пять лет, в 2015 году, — уже 4 443 277, то есть на 20% меньше.
— Всё дело в статистике. МВД приводит эти цифры исходя из своих данных. К сожалению, приведённая статистика далеко не полная и не даёт возможности проанализировать информацию в полном объёме, — говорит Игорь Шмелёв, председатель правления общественной организации "Право на оружие". — Нет данных, какие это преступления. Это может быть и самооборона (но обороняющегося привлекли к уголовной ответственности). Есть среди этих преступлений и реальные противоправные действия с использованием зарегистрированного гражданского оружия.
...
Посмотреть изображение в оригинале...
Кроме того, Игорь Шмелёв считает, что сокращение выданных разрешений связано с изменениями в законодательстве. С 1 июля 2011 года в России были ужесточены правила продажи гражданского травматического оружия. Согласно изменениям в законе, гражданское оружие самообороны, а также спортивное пневматическое оружие были приравнены к огнестрельному. Поправки в закон позволили применять единый порядок оборота и меры контроля в отношении оружия и патронов, обладающих высокими поражающими свойствами. Кроме того, для разрешения на его владение теперь необходимо получить диплом об окончании специальных курсов, а травматическое оружие в снаряжённом состоянии нельзя носить в населённых пунктах, и запрещено его применение вне специально отведённых для этого мест.
...
Посмотреть изображение в оригинале...
По словам Шмелева, именно усложнение и удорожание процедур, связанных с получением лицензий на покупку и продлением действующих разрешений, привело к тому, что за последние пять лет количество владельцев оружия снизилось почти на 800 000 человек и на конец 2015 года составляло 4 443 277 человек.
— Особенно активно этот процесс идёт в удалённых от центра регионах, где для прохождения медицинских комиссий или обучения надо ехать в крупные города, а это зачастую несколько сотен километров. Схожие проблемы владельцы оружия испытывают и из-за отсутствия стрелковых объектов на большей части территории РФ, рассказывает он и добавляет, что согласно поправкам 2014 года, запрещена стрельба вне стрелковых объектов (за исключением охоты). А значит, владельцы оружия самообороны лишены возможности тренироваться со своим оружием.
А если владелец гражданского оружия нарушил закон, то его, по мнению экспертов, ждёт довольно суровое наказание. Ведь в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях внесены поправки, ужесточающие ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского оружия.
Незаконное изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия, деталей к нему (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения), равно как и незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств может повлечь лишение свободы на срок от трёх до пяти лет со штрафом от 100 до 200 тыс. рублей. Нарушение правил производства, продажи, хранения или учёта оружия и патронов к нему может обернуться административным штрафом для должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. рублей, для юридических лиц — до 250 тыс. рублей.
Между тем травматика сформировала отрицательное мнение россиян об оружии в целом, считают в союзе "Гражданское оружие".
— Ещё десять лет назад члены союза были против того, чтобы травматическое оружие разрешалось в таком широком применении, — заявил Лайфу собеседник в союзе "Гражданское оружие".
Однако, как показывают социологические опросы, четверо из пяти россиян не носят с собой никаких средств самообороны, полагаясь на умение драться или на ангела-хранителя. Самое популярное оружие самозащиты — газовый баллончик. Его носят с собой пять процентов взрослых россиян и каждая 14-я женщина. А вот мужчины предпочитают травматическое, охотничье и наградное оружие.
По словам Игоря Шмелева, население России фактически безоружно.
— По моим подсчётам, только 3% россиян имеют оружие. Количество погибших и уровень аварийности на российских дорогах не является поводом к запрету частного владения автомобилями. С оружием всё ещё интереснее. У нас почти 5 млн владельцев оружия, а вот несчастные случаи при обращении с оружием единичны и составляют сотые доли процента от всего количества владельцев оружия. Что лишний раз подтверждает, что у тех людей, кто связан с оружием, эта самая "оружейная культура" есть. Причём среди гражданских "аварийность" при занятиях с оружием ниже, чем у "профессионалов", — говорит Шмелев.
Тем не менее, по мнению бывшего оперативного сотрудника ФСБ РФ Геннадия Гудкова, кобура за поясом не гарантированное средство защиты от опасности.
— Защищать людей должна полиция. По статистике, 51% граждан России вообще не хотят вооружаться. Только процентов 30 хотят этого, но из них уже 4,5 млн вооружились, — говорит Гудков.
Гудков, как и представители МВД РФ, выступает против легализации короткоствольного оружия в России, так его настораживает, что сейчас во время экономического кризиса люди озлобленны и агрессивны.
— Рост преступлений с применением зарегистрированного оружия показывает, что люди агрессивны и чаще всего хватаются за стволы, когда пьяны. А нас в России 90% убийств происходят на бытовой почве, — заявляет Геннадий Гудков.
Психиатр-криминалист Михаил Виноградов считает, что сейчас количество случаев применения оружия как одного из аргументов во время бытовых конфликтов связано с состоянием психического здоровья у граждан.
— Просто так выхватить оружие и выстрелить из него не так-то просто, если ты не профессиональный военный и полицейский, — говорит Виноградов. — У человека, решившегося на этот шаг, скорее всего, произошёл нервный срыв или стресс, в результате которого ему понадобилась "разрядка", следствием чего и стали выстрелы в своего оппонента.
Но, как выяснил корреспондент Лайфа, получить лицензию на травматическое оружие куда проще, чем научиться им правильно пользоваться. Чтобы стать обладателем травматического пистолета "Макарыч", "Лидер", "Оса" или "Стражник", можно обойтись без сдачи экзаменов и даже посещения полицейского участка. Нужно просто заглянуть в Интернет, набрать в поисковой системе "лицензия на оружие" и иметь свободные деньги.
В одной из контор корреспонденту Лайфа обещали оформить все документы за неделю. Цена вопроса — 15 000 рублей. "С вас две фотографии и копия паспорта, — объяснил менеджер Григорий. — Через три недели я приношу вам лицензию. Потом идёте в магазин, приобретаете единицу оружия, и в отделе милиции по месту регистрации вам поставят печать. Если не хотите сами идти в милицию — отдаёте мне ещё две тысячи, всё сделаю сам". Единственное, что придётся сделать новоявленному владельцу травматического пистолета, это поставить дома сейф. Участковый придёт, проверит — и всё.
...