Данная тема посвящена вещи достаточно банальной и одновременно серьезной – обращениям граждан Российской Федерации (далее просто – граждане) в органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Итак, порядок подачи и отдельные вопросы рассмотрения обращений граждан регулируется в первую очередь положениями Конституции Российской Федерации (статья 33) и Федерального закона от 02.05.2006
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (примечание: при написании текста использовалась редакция законодательного акта с учетом изменений, вступивших в законную силу к 15.11.2015).
Статьей 33 Конституции Российской Федерации провозглашено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) дает более развернутое определение: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.». Той же статьей Федерального закона установлено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц и рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Что же Федеральный закон понимает под термином «обращение гражданина»? Согласно статье 4 Федерального закона обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Обращение гражданина в форме предложения – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Обращение гражданина в форме заявления – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Обращение гражданина в форме жалобы – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Федеральным законом определены формы обращения гражданина. Они могут быть поданы в виде устного и письменного обращения, а также виде электронного документа.
Основные требования к письменному обращению гражданина:
1) указание либо наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица;
2) указание заявителем фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
3) дата и личная подпись заявителя.
Небольшой перечень практических советов гражданину, которые он может использовать при написании обращения:
- обязательно определитесь с основной темой своего обращения (предложение, жалоба или заявление). Не пытайтесь все, что накипело, втиснуть в рамки одного обращения – оно будет тяжело для прочтения и восприятия и вряд ли сможет быть подробно рассмотрено. Ответ будет скорее похож на отписку;
- определитесь с адресатом. Не лишним будет дополнительно поинтересоваться полномочиями органа исполнительной власти или местного самоуправления, в адрес которого собираетесь направить свое обращение (в моей практике была ситуация, когда гражданин подавал жалобу на управляющую компанию в департамент, курирующий вопросы социального развития региона, чем он руководствовался до сих пор не известно);
- продумайте текст и постарайтесь изложить его логически, четко выведите свои требования. Я понимаю, что эмоции «кипят и плавятся», но исполнитель, на которого будет возложена обязанность по рассмотрению Вашего обращения, вряд ли проникнется данной драмой;
- если пишете свое обращение собственноручно, то постарайтесь, чтобы текст можно было разобрать, иначе Ваше обращение не будет рассмотрено и на него не будет предоставлен ответ (часть 4 статьи 11 Федерального закона);
- не пытайте указанным обращением обжаловать судебные постановления, такое обращение будет возвращено Вам с разъяснением порядка обжалования соответствующего судебного акта (часть 2 статьи 11 Федерального закона). Как неблагоприятный итог – упустите время, предоставляемое Вам нормами процессуального законодательства;
- не допускайте в тексте своего обращения нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи, а также высказывания, которые могут быть расценены как экстремистские – обращение просто будет оставлено без рассмотрения (часть 3 статьи 11 Федерального закона);
- при направлении обращения в форме электронного документа указывайте свое имя, фамилию, отчество, адрес электронной почты и почтовый адрес (особенно если хотите получить ответ на свое обращение на бумажном носителе, чтобы предъявить его как доказательство в суде);
- если имеете в своем распоряжении документы, подтверждающие факты, которые Вы излагаете в своем обращении, обязательно сделайте их копии и приложите к своему обращению;
- одно и то же обращение можно разослать всей той же электронной почтой в несколько адресов одновременно, что бывает весьма не лишним.
Данный топик не освещает в полной мере все нюансы обеспечения обратной связи с органами власти, но я предлагаю обсудить их в его рамках и могу дать некоторые полезные советы.
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ