Этот текст разместил в своем Инстаграм пилот авиакомпании S7. Звать его Юрий и он, можно сказать, звезда Инстаграма, у него почти 60 тысяч подписчиков, он публикует классные фотки и иногда рассказывает о работе.
************************************************
Уход на второй круг… Уж сколько песен спето, а эта процедура остаётся достаточно сложной процедурой для пилота. Со стороны обывателя кажется, что «чё там сложного, это ж как взлёт». Но это, друзья, совсем не взлёт, эта процедура во много раз сложнее и она во много раз сильнее сжимает время, которого даже при взлёта мало, а при уходе на второй круг и того подавно. И она ещё более сложнее, когда это случается ну совсем уж неожиданно. Итак чем же сложна эта процедура.
Первой причиной, но не главной, кстати считаю, что главной здесь и быть не может - всё в комплексе. Итак первая - это психология человека-пилота. Объясню почему. Что такое заход на посадку? Заход на посадку - это постепенное уменьшение скорости до скорости захода; когда двигатели работают на режиме близком к малому газу; когда экипаж постепенно выпускает механизацию крыла, шасси; когда экипаж уже настроен на посадку ведь это сейчас его цель; когда уже из облачности появилась полоса; когда «нос» самолёта «лежит" на естественном горизонте планеты; когда осталось меньше минуты до касания земли…
И вот тут происходит ситуация когда необходимо уйти на второй круг. А этих ситуаций пруд пруди: команда диспетчера, сдвиг ветра, нестабилизированный заход, отказ, при котором дальнейший заход небезопасен и ещё десяток причин. И вот тут весь этот алгоритм захода на посадку, всё то видение полёта на минуты вперёд, ломается и разбивается вдребезги. А теперь: Взлётный режим! Механизацию убрать! Вертикальная положительная?! Да! Шасси убрать! Так, теперь куда там? Вправо да? Да! Вправо! Поехали вправо! Секунды и самолёт уже на высоте 500 метров, которые должен занять по схеме ухода на второй круг. Не выше! А скорость растёт скачкообразно! Режим прибрать, механизацию доубрать! Фуууух! Вроде всё успели! Сколько прошло? А я вам скажу: 30 - 40 секунд. И это если уход был практически от земли. А если с высоты 200 метров - то 15 секунд. Всего.
15 секунд за которые самолёт весом 50-100-150-200 тонн из снижения переходит в набор высоты и далее в горизонтальный полёт и процессе всего этого убираются шасси, механизация, и контролируются первичные параметры полёта. А вот теперь давайте добавим какой-никакой отказ, да даже не отказ, а срабатывание сигнализации о неуборке шасси. Смертельно? Вообще ни разу. Но ведь сработала сигнализация. А что там? Так, посмотрели, осознали, поняли что не страшно, отложили действия на потом… Сколько на это нужно времени? Я не знаю. Но оно нужно. Пусть даже 5 секунд. Но их всего-то 15...
А теперь можно добавить ночной полёт, ну скажем часа 4. А это значит что на вылет приехал за пару часов - уже шесть. Выехал из дома за два часа - восемь. Начал собираться за 2 часа - десять. А днем соседи за стеной вытрахали мозг перфоратором и поспать так и не получилось… Ну и плюс пару часов в зоне ожидания - и того как минимум часов 16-18 на ногах и это по самым скромным подсчетам, не учитывая вполне себе житейских моментов, таких как: маленькие дети, бессонница, болезнь собаки и тэ дэ и тэ пэ.
Пилоты не Боги. Они люди. Вполне себе обычные человеки, которые и устают, и ошибаются вследствие своей усталости, особенно под воздействие внешних условий, а условий этих целая котомка с «горкой».
Самая главная проблема ухода на второй круг - большая энергия самолёта, то есть та скорость с которой самолёт стремится вверх. А эта скорость вполне может достигать и 20 и 30 метров в СЕКУНДУ. Вдумайтесь! В СЕКУНДУ! Это глобально много. И это в два раза больше при наличие неблагоприятных метеоусловий и в четыре раза при сопутствующих отказах...
И вот в это сжатое до состояние самого плотного вещества время происходит какой-то, ну назовём его «блок». Будь то блок человеческий или машинный, неважно. Но что-то произошло. То, что забрало у экипажа ещё пару-тройку секунд, которых и так катастрофически мало, которых и так катастрофически нет. И тогда ситуация переходит в разряд неуправляемых. Неуправляемых. Но и даже это неважно.
Почему я всё начал это писать - все эти фото в инстаграмм с чёрно-белыми самолётами FlyDubai, весь этот бред по федеральным каналам, весь этот аншлаг в социальных сетях, весь этот пиар на костях меня трогает до глубины души. Сотни людей пишут комментарии, выдвигают версии, ищут причины… Даже в то самое время когда профессионалы молчат. Сколько я их сегодня прочитал на просторах Интернет. Несчётное количество!
Каждый мало-мальский «блоХЕР» позволил себе выдвинуть своё видение и свою версию. Побойтесь Бога, Провидения, или в кого вы там верите. Что там было мы не узнаем никогда. Никогда. Ни NTSB, ни МАК, НИКТО и НИКОГДА не узнает и не поймёт то, что было там и никакие самописцы не помогут. Не говоря уже о вас, уже сейчас декларирующих про «видимость ноль на ноль», «штормовое предупреждение», про «ошибку экипажа» и ещё тонны бреда.
Спросите меня: и долго будут падать самолёты? Я отвечу вам - ВСЕГДА. Так же как и ВСЕГДА будут тонуть корабли, и сталкиваться поезда, и как топить людей Саяно-Шушенская ГЭС. Техника всегда будет забирать жизни, несмотря на прогресс, не смотря ни на что. И в этом правда жизни и в этом её реалии. Спасибо за внимание. Не нужно ставить лайки.
************************************************
Я бы добавил к тексту, что все описанные трудности помножены на вечный российский бардак во всем, авиация не исключение. Как ни крути ситуацию, в России все-таки самолеты бьются гораздо чаще чем в остальном мире. Почему-то именно в России техника забирает чаще и больше человеческих жизней.
Наше телевидение вчера махом отыскало отзывы людей летавших авиакомпанией Fly Dubai, судя по которым этот лоукостер чуть ли не исчадие ада, экономящий на всем чем только можно. Но только в Интернете распространялась информация, что ВПП в Ростове не меньший пиздец, о котором центральные СМИ молчат. И такого пиздеца в наших аэропортах предостаточно.
Из личного опыта
Международный аэропорт Толмачево, Новосибирск, ВПП настолько убитая, что при взлете, а особенно при посадке, полное ощущение, что едешь на УАЗике по проселочной дороге. Здесь как в анекдоте про ВАЗовскую девятку, в которой во время езды не гремят только пассажиры. При разгоне/посадке в Новосибирске, самолеты реально трещат, ну, не сами самолеты, а вся внутренняя отделка. В самолетах отечественного производства, салон трещит еще сильнее. Только представьте какая излишняя нагрузка идет на шасси. Помните, не очень давно в Тюмени самолет потерял колесо?
Лето 2015-го, лечу во Владивосток с пересадкой в Хабаровске. За день до этого через Владивосток прошел очень мощный тайфун, но я не знал, что далее он двинулся на Хабаровск. Заходим на посадку, чем ниже, тем сильнее трясет самолет, видимость вокруг нулевая, как оказалось предельно низкая облачность, метров 150-200. Приземлились нормально, если исключить, что самолет подпрыгивал на полосе во время пробега. Когда я вышел на улицу, то просто охренел. Ветер был 20-30 м/с, деревья гнулись, трава вообще лежала, ВПП затоплена на 10-15 см. То есть получается погода была примерно как в Ростове - предельно низкая облачность, адская скорость ветра, дождь. И никто не закрыл аэропорт по погодным условиям. Я еще про себя подумал, что может быть люди знают, что делают, и такая погода вполне нормальная для авиатрафика. Получается не совсем, если ветер валит деревья, а в ту ночь в Хабаровске ветер повалил множество деревьев, которые уничтожили около шестидесяти машин на улицах города. И порвал все трамвайные и троллейбусные контактные линии. Зато, как я уже упоминал, затопленная ВПП была классным зрелищем. В Хабаровском аэропорту огромные панорамные окна выходящие на полосу и можно отлично наблюдать взлеты и посадки. Так вот вода, стоящая на полосе, под воздействием реактивной мощи при разгонах превращалась в огромное облако следующее за самолетом.
Начало 2000-х, рейс Москва-Кемерово, борт отечественный ТУ-154. Примерно через 40-50 минут полета экипаж начинает разносить ужин. Попадаем в сильную турбулентность. Все дети имевшиеся в самолете разом завопили, невозмутимые стюардессы продолжают раздавать еду, и, на очередном провале вся обшивка салона над проходом единовременно падает на пол, огрев по головам стюардесс. Нормальное состояние салона?
Новогодние каникулы 2014-го, возвращаюсь домой из Москвы. Заходим на посадку в Кемерове, над городом зона высокого давления, мороз, воздух прозрачен как роса. Утренний город в свете фонарей как на ладони. И вдруг самолет уходит на второй круг, крутанулся над городом и сел. Капитан произносит в громкоговорители стандартные слова и забывает отключить связь с салоном. Далее в салоне слышны его слова из переговоров с диспетчером, не все понятно, но из слов капитана следовало, что диспетчер мудак, заставивший уйти на второй круг, только из-за того, что борт другой авиакомпании должен садиться вперед, хотя он еще только в зоне снижения, а не захода на посадку.
И подобного бардака в России полно, соответственно техника продолжает забирать жизни...
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ