Если человек не в состоянии сказать «да», секс с ним считается изнасилованием
Издание Irish Independent сообщает, что министр юстиции Фрэнсис Фицджеральд предложила ввести новый закон против сексуального насилия, касающийся случаев, когда жертва не может противостоять насильнику из-за проблем со здоровьем или находится в бессознательном состоянии.
Фицджеральд настаивает на том, что принцип согласия должен быть закреплён законодательно: согласно новому документу, если человек не может подтвердить своё согласие на сексуальный контакт по каким бы то ни было причинам, в том числе из-за алкогольного или наркотического опьянения, сексуальные действия в его отношении признаются изнасилованием. Проект поправки к закону обсудят в начале февраля, ожидается, что её примут в течение нескольких недель.
wonderzine.com/wonderzine/life/news/223897-sex-with-unconscious-people
Секс без принуждения: Что на самом деле значит принцип согласия
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, ИДЕЯ СОГЛАСИЯ В СЕКСЕ КАЖЕТСЯ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ: партнёры занимаются сексом добровольно и по собственному желанию. Но громкие случаи последних нескольких месяцев — акция #ЯНеБоюсьСказать и аналогичный американский флешмоб #NotOkay, ситуация в московской 57-ой школе, приговор, вынесенный бывшим студентам МАДИ, изнасиловавшим девушку в клубе — показывают, что в нашем обществе до сих пор нет единой и устоявшейся идеи о том, что же такое согласие. Сам принцип окружён множеством нюансов и предрассудков — здесь много «серых зон», которые начали обсуждать не так давно. Мы разобрались в понятии согласия и в том, как оно меняется со временем.
Что такое согласие с юридической точки зрения?
Понятие согласия прописано в законодательстве не всех стран, но ситуация меняется. Например, в Великобритании понятие согласия было законодательно зафиксировано в 2003 году. На практике оно складывается из нескольких элементов: во-первых, человек, который решил заняться сексом, достиг определённого возраста и понимает последствия своих действий. Во-вторых, он делает выбор свободно, а не под давлением партнёра (и в том числе того, от которого зависит — материально, юридически или как-то ещё). В-третьих, он не находится под воздействием алкоголя или наркотиков.
В российском обществе по поводу того, что считать согласием, до сих пор идёт много споров. Во многом это объясняется законодательством: термина «согласие» нет в Уголовном кодексе, он не описан в нормах и правилах правоохранительной практики. Российское законодательство в сфере сексуального насилия, в принципе, далеко от совершенства. Например, изнасилованием признаётся только насилие мужчины над женщиной (насилие над мужчинами не учитывается), а чтобы произошедшее с жертвой признали изнасилованием, она должна оказывать сопротивление (хотя на практике жертва насилия часто не сопротивляется, потому что боится за свою жизнь или здоровье). Сама статья УК «Изнасилование» подразумевает только «традиционную» пенетрацию, не охватывая, например, оральный секс по принуждению. Насильственные гомосексуальные половые акты подпадают под другую статью — «Насильственные действия сексуального характера».
Закон упоминает беспомощное состояние потерпевшей или потерпевшего как отягчающее обстоятельство, но, как отмечает российский криминолог, специализирующаяся в области преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, правозащитница Маргрет Саттэруэйт, при этом что именно включается в понятие, остаётся на усмотрение суда — это может быть и состояние комы, и обморок, и сон, и опьянение.
Возраст сексуального согласия должен помочь подросткам чувствовать себя в безопасности, действовать в своей зоне комфорта и защитить их от посягательств со стороны взрослых
Единственное, что точно зафиксировано в УК, — возраст сексуального согласия, в котором человек может осознанно (и потому законно) согласиться на секс. Возрастная планка нужна, в первую очередь, для того, чтобы защитить несовершеннолетних от психологической или физической травмы, которую им может нанести секс со взрослым человеком. Конечно, всё довольно условно — подростки развиваются по-разному и достигают зрелости в разное время. Но возраст сексуального согласия должен помочь им чувствовать себя в безопасности, действовать в своей зоне комфорта и защитить их от посягательств со стороны взрослых. В культуре, которая поддерживает пиетет по отношению ко взрослым людям, несовершеннолетним часто сложно осознать, что они находятся под давлением: они могут чувствовать себя неуверенно и из-за этого пренебрегать собственными интересами — например, они боятся настаивать на контрацепции.
В России в гетеро- и гомосексуальных отношениях возраст согласия составляет шестнадцать лет. При этом в законе есть оговорка: человек, впервые вступивший в отношения с несовершеннолетним или несовершеннолетней, освобождается от наказания, если пара вступает в брак: по закону считается, что в этом случае «лицо и совершённое им преступление перестали быть общественно опасными».
В разных странах законом принят разный возраст согласия: например, в Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Бельгии и Испании он составляет 16 лет; в большинстве штатов США — 16-17 лет; во Франции — 15 лет; в Германии, Австрии, Венгрии, Италии и Португалии — 14 лет, а в Турции — 18 лет. В некоторых странах значение имеет также разница в возрасте между партнёрами, если хотя бы один из них несовершеннолетний — это делается для того, чтобы не наказывать близких по возрасту людей (чаще всего подростков), добровольно занимающихся сексом, но при этом оградить несовершеннолетних от взрослых. Такая модель действует, например, в Канаде: возраст согласия там 16 лет, но подростки могут заниматься сексом уже в 12 лет — при условии, что разница в возрасте партнёров составляет не более двух лет. Возраст согласия повышается до 18 лет, если один из партнёров имеет власть над другим — это необходимо, чтобы защитить подростков от злоупотреблений со стороны взрослых. По российским законам, если разница в возрасте между несовершеннолетним и его партнёром составляет менее четырёх лет, то подсудимого не лишают свободы.
Что значит согласие с этической точки зрения?
Не всё, что касается сексуального согласия, регулируется законом. Понятие сексуального согласия подразумевает не только то, что в отношения вступают два совершеннолетних человека: очень важно, чтобы они действовали осознанно и добровольно. Например, спящий человек или человек в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения просто не в состоянии дать осознанное согласие. Это же отчасти справедливо и для сексуальных отношений с людьми с расстройствами психики, хотя здесь ситуация сложнее: границы свободы человека и то, насколько самостоятельно он способен принимать решения, отличаются в каждом конкретном случае — и часто в таких ситуациях запреты ограничивают право человека на сексуальность. Конечно, не всегда секс в состоянии алкогольного опьянения будет насилием, но оба партнёра должны быть способны трезво оценить свои действия. Маргрет Саттеруэйт отмечает, что в России в ситуациях, когда оба человека находятся в состоянии алкогольного опьянения, раньше суд считал это безусловно отягчающим обстоятельством для насильника — однако сейчас всё зависит от практики и взглядов конкретного судьи.
Кроме того, полное согласие возможно, только если партнёры равны. Если один из них зависит от другого (как ученик от преподавателя, подчинённый от руководителя, пациент от сиделки или врача) — очень сложно понять, решил ли он заняться сексом добровольно или под давлением более влиятельного партнёра. Такие отношения не всегда будут травмирующими, но даже если обоим кажется, что они равноправны, один из партнёров всё равно находится в более уязвимом положении. В некоторых американских университетах, например в Гарварде и Йеле, отношения между студентами и преподавателями официально запрещены. В Гарварде также запрещены отношения между студентами магистратуры и студентами младших курсов, когда старшие могут влиять на учёбу младших — например, оценивают или курируют их работы.
В российском Уголовном кодексе есть статья «Понуждение к действиям сексуального характера»: она предусматривает наказание за принуждение жертвы к сексу, когда на неё воздействуют угрозами или шантажом или используют её зависимое положение. Под эту статью могут подпадать и отношения между преподавателем и студенткой, который настаивает на сексе в обмен на отметку, и случаи, когда работодатель угрожает подчинённой увольнением, если она не вступит с ним в связь. Добровольные отношения, естественно, никак не регулируются законом, но оба человека, вступающие в них, должны осознавать, что распределение сил и влияния в паре будет неравным. А человек, имеющий власть над партнёром, должен понимать, что на него накладывается огромная ответственность, — и всегда оценивать свои действия с точки зрения желаний и интересов другого.
Согласие также имеет огромное значение в отношениях и браке, где тоже, увы, есть место насилию. И общество и законодатели обращают внимание на подобные ситуации далеко не всегда: существует стереотип, что насильники — это всегда незнакомцы, нападающие на человека на улице, но очень часто жертвы сталкиваются с насилием со стороны друзей и партнёров — нынешних или бывших. Сексуальное насилие в отношениях — это всё то же принуждение к сексуальным действиям с помощью угроз, силы или шантажа. Российский закон в вопросах насилия не делает различия между замужними и незамужними женщинами, но о насилии в браке и отношениях говорят гораздо реже — во многом из-за стереотипного представления о «супружеском долге», который женщина обязана исполнять вне зависимости от собственного желания. Насилие над мужчинами в браке и вовсе остаётся вне поля зрения общества.
Во многих странах введены меры против насилия в браке: в Великобритании оно было криминализировано в 1991 году, в США — в 1993-м. При этом в 49 странах по-прежнему нет соответствующих законов. Например, в Индии, где женщины в сорок раз чаще сталкиваются с насилием со стороны близких, чем со стороны незнакомцев, секс в браке (если жена старше пятнадцати лет), в принципе, не может считаться изнасилованием — это прямо прописано в законе.
Как идея согласия реализуется на практике?
В разговорах о сексуальном насилии в мире всё чаще используют формулировку «Да значит да» вместо «Нет значит нет»: в Калифорнии такую трактовку, например, законодательно призвали внедрить в университетах. Казалось бы, между ними практически нет разницы — но это не так. «Нет значит нет» подразумевает, что молчание может быть воспринято знаком согласия; то есть если жертва не сказала «нет» или отказала, но сделала это «недостаточно прямо», она якобы автоматически согласна на всё, что с ней делают. Яркий пример — прошлогодняя ситуация со студенткой МАДИ: на вечеринке в клубе девушку изнасиловали в туалете, а затем выложили видео произошедшего в интернет. Девушка столкнулась с жёстокой интернет-травлей: её обвиняли в том, что она не могла сопротивляться и «внятно» отказать насильникам, потому что была в состоянии алкогольного опьянения. Формулировка «Нет значит нет» отчасти подпитывает культуру насилия: в ней ответственность за произошедшее всегда лежит на жертве, которая якобы не постаралась предотвратить преступление.
Иногда такая буквальная трактовка согласия не даёт наказать насильника: например, бывшему студенту Стэнфорда, изнасиловавшему девушку, находившуюся без сознания из-за алкоголя, не смогли предъявить обвинения в изнасиловании и приговорили всего к шести месяцам тюрьмы. По закону штата, при изнасиловании жертва должна сопротивляться — однако девушка была без сознания и не могла сказать «нет».
Установка «Да значит да» (тоже несовершенная, но уточняющая то, что опускает первый принцип) подчёркивает, что если жертва не отказывается прямо или не сопротивляется, это ещё не значит, что она согласна с происходящим. Такую модель называют «affirmative consent», то есть чёткое и недвусмысленное согласие: если человек ясно, прямо и без принуждения не дал понять, что хочет секса, любые действия можно считать насильственными. Кроме того, согласие не может быть «вечным», его можно отменить в любой момент: один из партнёров может передумать в процессе, понять, что не хочет секса, или, например, отказаться от определённых действий — и второй должен уважать его границы.
Согласие, полученное в результате уговоров, манипуляций и психологического давления не может считаться согласием
На практике такие меры часто вызывают недоумение: они проводят чёткую границу там, где раньше была «серая зона». Означает ли это, что, занимаясь сексом и переходя на «следующий уровень», нам каждый раз нужно уточнять у партнёра, согласен ли он, — не убьёт ли это спонтанность в отношениях? Должны ли учитываться невербальные сигналы (и где в этом случае проходит граница?) — или согласием может считаться только ответ «да» на прямой вопрос?
Противники установки «Да значит да» говорят, что в спорных ситуациях один из участников событий будет автоматически считаться виновным — просто на основании слов другой стороны. Существует распространённое мнение, что женщина может согласиться на секс, а позднее «передумать» и обвинить партнёра в изнасиловании. Это миф, который не имеет под собой веских оснований: по статистике, ложные обвинения в изнасилованиях встречаются редко. Представители британской полиции рассказывают о других ситуациях: когда жертвы не сразу понимают, что находились под давлением и их на самом деле склоняли к сексу — например, если за ними «активно ухаживали» (в русском языке для этого есть ёмкое слово «уламывали»).
На самом деле «Да значит да» не размывает границы — эта установка просто выводит из «серой зоны» проявления культуры насилия, учит прислушиваться к партнёру и уважать его желания (и отсутствие желания в том числе). Согласие, полученное в результате уговоров, манипуляций и психологического давления («Ну что ты ломаешься!», «Да ладно, чего ты»), не может считаться согласием. Человек, который действительно хочет секса, даст это понять — не всегда простым «да», но обязательно с энтузиазмом. Нормы и правила, касающиеся согласия, меняются на наших глазах — неудивительно, учитывая, что насилие в браке в США признали преступлением только 25 лет назад. Ключ ко всему — открытый и честный разговор, без которого невозможен ни секс, ни отношения сами по себе. И ориентироваться здесь нужно не только на свои ощущения, но и на то, что чувствует и думает партнёр.
wonderzine.com/wonderzine/life/life/222123-consent
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ