Американские и германские приматологи стали свидетелями редкого случая, когда группа западных шимпанзе (Pan troglodytes verus) убила и частично съела взрослого самца, который за несколько лет до этого верховодил в общине, но потом потерял альфа-статус. Исследование опубликовано в International Journal of Primatology.
Шимпанзе обитают в общинах, насчитывающих от 20 до 150 особей. При этом большую часть времени они проводят в небольших группах, перемещаясь по лесу в поисках пищи. Как у самцов, так и у самок общины существует линейная иерархия. Чтобы завоевать доминирующее положение или повысить свой статус, обезьяны объединяются с другими особями, которые помогают им в борьбе за власть. Чем больше «союзников» есть у самца, тем выше его шансы стать доминантным. Особи высокого ранга часто ведут себя агрессивно по отношению к подчиненным и «тиранят» их даже в те моменты, когда альфа-самцу ничто не угрожает.
Коллективные убийства взрослой особи другими шимпанзе известны, но чаще всего агрессия направлена на обезьян из других общин, которые могут конкурировать с группой за еду и самок. Убийства взрослых самцов внутри общины редки, до сих пор было зафиксировано лишь девять случаев нападения шимпанзе на «своего», а не «чужого» самца. Интересно, что такие случаи встречались в общинах, где взрослых самцов было больше, чем взрослых самок (обычно наблюдается обратное соотношение). Авторы нового исследования описывают еще один случай убийства самца особями из той же общины западных шимпанзе.
Ученые изучали общину шимпанзе, обитающих в заповеднике Фонголи на юго-востоке Сенегала. Наблюдения проводились с 2005 по 2013 год, до момента, когда взрослый самец шимпанзе по кличке Фудуко (Foudouko) был убит своими сородичами. Обезьяны привыкли к людям и позволяли следовать за собой в течение дня. В период наблюдения в общину входили от 31 до 35 особей, из них 10-12 — взрослые самцы.
В начале наблюдения за общиной Фудуко был в ней альфа-самцом. Остальные взрослые самцы в общине демонстрировали подчиненное положение по отношению к нему, однако Фудуко не выказывал покорности ни одному из самцов группы. У него был «союзник», Мамаду, который, по-видимому, занимал следующее по рангу положение. Осенью 2007 года он получил серьезную травму (вывихнул или сломал бедро) и оба самца, и Фудуко и Мамаду, один за другим потеряли свой высокий статус. Через полгода Фудуко исчез из общины. Так как он больше не позволял ученым следовать за ним, в течение следующих нескольких лет исследователи фиксировали его появление раз или два в год.
В 2012 году Фудуко снова начал появляться в общине. К этому времени его бывший союзник Мамаду восстановил свой бета-статус, а доминирующим самцом стал его брат Дэвид. Хотя другие самцы часто преследовали и прогоняли Фудуко, ни Мамаду, ни Дэвид к ним не присоединялись, а наоборот, часто появлялись в его обществе. Ночью, перед тем как Фудуко нашли мертвым, исследователи услышали крики и уханье шимпанзе, доносившиеся с того места, где группа обезьян устроилась на ночь. Утром ученые нашли еще кровоточащий труп Фудуко с многочисленными ранами на горле, руках, ногах, спине и гениталиях. При этом взрослые самцы, которые, по-видимому, участвовали в убийстве, продолжали кусать и бить тело Фудуко, и есть мясо умершего. К ним присоединилась старая самка — мать доминантных самцов Дэвида и Мамаду.
«Это было поразительно», — говорит ведущий автор исследования, Джил Прютц (Jill Pruetz) из университета Айовы. «Самка, которая съела больше всего мяса убитого шимпанзе, оказалась матерью двух доминирующих самцов из общины. Ее сыновья были единственными самцами, которые не атаковали тело». По словам исследовательницы, Мамаду был единственным, кто пытался «разбудить» своего бывшего союзника. Также Прютц добавила, что после гибели Фудуко, Мамаду был изгнан из общины теми же молодыми самцами, которые убили его бывшего друга.
Ранее приматологи обнаружили, что заставляет шимпанзе объединяться против внешнего врага. Оказывается, во время межгрупповых конфликтов у них возрастает уровень окситоцина — гормона, стимулирующего групповую кооперацию.
nplus1.ru/news/2017/01/30/Cannibal-chimps
...
Почесал хозяина — получи самку
Приближенные альфа-самцов шимпанзе имеют больше прав на самок
Самцы шимпанзе подхалимничают перед альфа-самцами за возможность спаривания с самкой. Кроме того, выяснилось, что они не только хитрые любовники, но и заботливые отцы.
В мире шимпанзе быть альфа-самцом определенно выгодно. И, как и в мире людей, полезно иметь влиятельных друзей.
Новое исследование приматологов из университета штата Аризона показывает, что самцы шимпанзе, «дружащие» с высокоранговыми самцами, имеют больше шансов спариться с выбранной самкой, если при этом присутствует альфа-самец.
Самцы, находящиеся на вершине иерархии, имеют приоритет при спаривании. Это приводит к появлению большего количества потомков и, как следствие, увеличению шанса передать свои гены.
Хотя альфа-самцы почти всегда спариваются больше, чем следовало бы из соображений честного распределения самок между самцами, полного контроля над самками они не имеют. Это происходит потому, что в стае обычно много самцов-конкурентов и есть несколько сексуально активных самок. Проведенное исследование подтверждает это, но также предлагает и другую версию того, почему у альфа-самцов нет монополии на спаривание.
«Альфа-самцы могут уступить возможность спариться подчиненным в обмен на социальные бонусы, например поддержку в драке с другими самцами», — объясняет Джоэл Брэй, ведущий автор исследования.
Подчиненным самцам достается в краткосрочной перспективе шанс произвести потомство, в то время как альфа-самцы получают долгосрочную выгоду, оставаясь на вершине иерархии благодаря более низкоранговым самцам.
«Социальный обмен, таким образом, беспроигрышный», — подытоживает Брэй.
Исследование было проведено в соавторстве с Яном Гилби, доцентом Школы эволюции человека и социальных изменений и Анной Пьюси из Университета Дьюка. Гилби и Пьюси заведуют базой данных, где хранятся подробные демографические и поведенческие данные о шимпанзе из национального парка Гомбе в Танзании. Пьюси изучает эту популяцию с 1970 года, Гилби — с 1997-го.
Авторы проанализировали несколько тысяч случаев спаривания за 36 лет и восемь «правлений» альфа-самцов, которые обычно длятся восемь-девять лет. Это самый крупный в своем роде массив данных.
Исследователи обнаружили, что подчиненные самцы, которые наиболее часто занимались грумингом с альфа-самцами, имели больше шансов на спаривание, когда альфа находился поблизости.
Груминг — очищение, перебирание шерсти, своей или другой особи — у приматов играет важную роль в установлении психологических связей, формировании социальной структуры и в проявлениях полового поведения.
«Эти результаты очень захватывающие, — говорит Брэй, — потому что они показывают одну потенциальную функцию социальных связей. Она дает подчиненным самцам возможность спариваться, даже если они не имеют высокого ранга, пока они «дружат» с самцом на вершине иерархии».
Также результаты согласуются с ранее полученными данными о том, что альфа-самцы толерантны к попыткам спаривания самцов, которые недавно занимались с ними грумингом.
«Дальше мы собираемся исследовать эти отношения более подробно, — говорит Гилби. — Равномерно ли распределяется груминг? Становятся ли альфы более толерантны, если недавно им оказал знаки внимания низкоранговый самец? В будущем мы также хотим посмотреть, различаются ли альфа-самцы по степени, в которой уступают возможность спаривания. Более крупные самцы, которые держат все под жестким контролем, могут почти не уступать, в то время как более мелкие альфы, которым сложнее удерживать доминирующую позицию, могут получать больше выгоды, давая подчиненным спариваться в обмен на поддержку в боях».
В конечном счете исследование показывает, что среди шимпанзе успех определяет не только физическая сила. Быть хорошим другом тоже выгодно.
А тем временем исследователи из Университета Джорджа Вашингтона обнаружили еще одно любопытное свойство шимпанзе. Оказывается, некоторые самцы стремятся не только спариться с самкой, но и принимают активное участие в выращивании потомства. Они проводят время с кормящей самкой, хотя это никак не увеличивает их шансы на то, что следующее потомство самки произведут от них.
Это позволяет ученым предположить, что самцов в данном случае интересует не столько перспектива спаривания, сколько защита потомства.
«Как антропологи мы хотели понять, какие модели поведения могли существовать на заре человеческой эволюции, — говорит доцент Карсон Мэррей, ведущий автор исследования. — Это исследование предполагает, что для самцов отношения с потомством могут иногда значить больше, чем потенциальные возможности спаривания. Для вида, не образующего пары и где отцы не знают, какие из потомков их собственные, это важное открытие».
Проанализировав данные из базы заповедника Гомбе за более чем 25 лет, ученые обнаружили, что самцы, связанные с матерями своих потомков в их раннем младенчестве, проводили с малышами больше времени, чем ожидалось.
Ученые подчеркивают, что результаты исследования не дают ответа на вопрос о том, как эволюционировало отцовское поведение за время развития человечества. Они являются лишь еще одним кусочком антропологической головоломки.
gazeta.ru/science/2016/11/09_a_10316825.shtml#page3
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ