Обнаружено 40 генов, отвечающих за уровень интеллекта человека
Когда речь идёт о фундаментальных основах человеческого интеллекта, гены играют важнейшую роль.
Исследователи уже накопили много доводов в пользу мнения о том, что гены определяют диапазон многих когнитивных функций, в том числе связанных с фактором общего интеллекта. Хотя этот вопрос долгое время был спорным, теперь появились неопровержимые доказательства.
Международная команда специалистов сообщила о богатом "улове": она обнаружила 40 новых генов, связанных с интеллектом человека. Изучение этих генов поможет нейробиологам и неврологам понять, как мозг человека развивает ключевые функции, связанные с мышлением.
Как известно, повышению уровня нашего IQ способствует множество факторов. Влияние генов в этом случае представляется крайне незначительным, однако само изучение этих генов имеет колоссальные перспективы, говорят ведущие авторы работы из Медицинского центра Свободного университета Амстердама.
По их мнению, когда речь идёт о фундаментальных основах человеческого интеллекта, гены играют важнейшую роль. Чтобы это понять, команда проанализировала геномные данные почти 80 тысяч человек – взрослых и детей европейского происхождения, не состоящих в родстве.
Исследование проводилось с использованием двух разных форм генетического анализа. Первый был направлен на поиск мутаций, второй сравнивал сами гены. Те, кто обладал генами из новой "умной" группы, имели уровень IQ в среднем на 20% выше по сравнению с теми, у кого тех самых генов не было.
Поскольку у экспертов не было полного набора измерений интеллекта участников, она решили перепроверить себя, взяв в качестве приближенной оценки интеллекта уровень образования. В итоге почти все мутации, о которых шла речь, указали на связь с интеллектом.
Кстати, в списке генов, отвечающих за уровень IQ, оказались знакомые неврологам гены, которые играют роль в формировании синапса, отвечают за руководство аксонами нерва и нейронную дифференциацию.
Среди "старых знакомых" присутствует также ген FOXO3, который контролирует некоторые механизмы клеточной активности и, как недавно выяснилось, связан с долголетием. Мутации в этом гене непосредственно связаны с уровнем интеллекта.
Интересно, что команда также обнаружила ряд других взаимосвязей между генами и факторами, влияющими на развитие ожирения, шизофрении, болезни Альцгеймера и аутизма (в последнем случае речь идёт о гене Shank3, включение которого ранее помогло устранить симптомы аутизма у грызунов).
Многие из генетических вариаций, связанных с высоким IQ, также коррелируют с другими признаками, такими как успехи в школе, размер головы в детстве и даже успех в борьбе с табакокурением.
Учёные намерены продолжить исследование, впереди самое интересное: поиск причинно-следственных связей и составление истории эволюции человеческого интеллекта с учётом новых данных.
Кстати, всего "умных" генов было найдено 52, однако именно 40 из них оказались новыми в том смысле, что ранее не было известно об их непосредственной связи с интеллектом.
Впрочем, как подчеркнули авторы работы, наличие или отсутствие этих генов вряд ли делает одного человека умнее или глупее другого в широком смысле этого слова. Гораздо большую роль играет познавательная способность и интерес к обучению.
Статья по итогам текущей работы опубликована в журнале Nature Genetics.
vesti.ru/doc.html?id=2891386
Успех человека прописан в его генах
Генетические различия частично могут предсказать жизненный успех человека, однако, конечно, и многие другие факторы имеют влияние на жизненный путь того или иного индивида.
Небольшие различия в геноме человека могут помочь учёным спрогнозировать (конечно, не на 100 процентов), получит ли человек престижную работу или добьётся ли он финансового успеха в жизни. Такой вывод сделали исследователи из США благодаря данным, собранным при изучении жизни почти 1000 человек в течение четырёх десятилетий.
Группа учёных, возглавляемая Даниэлем Бельским (Daniel W. Belsky) из Университета Дьюка, изучала данные 918 жителей Новой Зеландии с момента их рождения и до настоящего момента – на протяжении сорока лет.
Учёные собрали целую кипу информации о частной жизни людей, начиная от возраста, в котором люди произнесли своё первое слово, научились ходить и пользоваться туалетом, до их продвижения на работе, данных о здоровье, образовании и характеристики личности. "У нас есть полное представление о каждом из них", — говорит Бельский.
Отмечается, что недавняя научная работа основана также на исследовании 2013 года, которое изучало генетические профили 126 тысяч людей. Оно сравнивало показатели уровня образования каждого человека. И вместо того чтобы искать индивидуальные "гены образования", исследователи изучали малейшие различия между геномами.
В итоге они обнаружили тысячи генетических вариаций, которые по отдельности были едва заметны, но вместе предоставили возможность рассчитать то, что называется "полигенный балл", который связан с уровнем образования. Этот балл отвечал за два процента различий в уровне образования.
"Получение хорошего образования требует зачастую тех же навыков и способностей, которые необходимы для достижения успеха в жизни. По этой причине мы предположили, что та же генетика, которая предсказывает успех в школе, может предсказать успех в жизни", — говорит Бельский.
Он и его коллеги рассмотрели генетические профили новозеландцев и обнаружили, что люди с более высоким "полигенным баллом" не только получили лучшее образование, но и достигли бОльших успехов в других областях. Как правило, к 38 годам такие люди имели более престижные профессии, высокий доход и лучше управляли своими финансами.
Кроме того, результаты показали, что более высокие "полигенные баллы" были связаны и с социальной мобильностью. Так, люди, с хорошим "баллом", как правило, достигали большего социально-экономического успеха, даже если они родились в не очень богатых семьях.
Учёные обнаружили, что люди с более высокими "полигенными баллами" научились читать в более раннем возрасте по сравнению с другими. И этот навык, по мнению специалистов, был связан с лучшими достижениями в дальнейшей жизни.
"Важно, что люди признают генетические "баллы". Когда дети не выполняют установленных требований, мы начинаем обвинять учителей или родителей, но мы должны помнить, что все дети различаются генетически. И низкий полигенный балл не означает, что ребёнок не способен к обучению, это даёт понять, что на освоение навыка у него уйдёт чуть больше времени", — говорит Роберт Пломин (Robert Plomin), учёный из Королевского колледжа Лондона.
Команда специалистов также выяснила, что успешные люди с большими "полигенными баллами" были более дружелюбны.
Однако, отмечают специалисты, такие баллы никак не связаны с удовлетворённостью жизнью или здоровьем человека.
Тем не менее исследователи полагают, что если баллы и влияют на небольшие различия между людьми, всё же сам успех зависит и от многих других факторов, которые в конечном счёте определяют жизненный путь человека.
Результаты исследования опубликованы в научном издании Psychological Science.
vesti.ru/doc.html?id=2763009&cid=2161
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ