Годовалый ребенок открывает для себя мир сразу всеми органами чувств.
На четвереньках или уже на собственных ножках он сойдет однажды с
коленей матери и отправится знакомиться с огромным пространством, какое
представляет для него его собственная квартира. В это же время или чуть
раньше родители начинают переставлять мебель, чтобы ребенок не ушибся об
острые углы, плотно закрывать книжные шкафы и полки и переставлять
бьющиеся предметы повыше. Маленький человечек совершил громадный скачок
в своем развитии и теперь уже в состоянии отвести в сторону протянутую
руку помощи мамы или папы. Период любопытства и постижения мира весьма
важный в жизни ребенка, хотя многие родители приходят в ужас при виде
того, как их ребенок всюду лезет, все разбивает и крушит, а разбив и
сокрушив одно, тотчас забывает о нем и переходит к разрушению другого.
Молодые мамы и папы, умей их ребенок объяснить мотивы своих поступков,
вероятно, очень удивились бы, если бы ребенок сказал им, что он вовсе не
бьет и не крушит, а всего-навсего знакомится с окружающим его миром.
Между тем это на самом деле так: знакомство ребенка с новым для него
миром начинается с разрушения. Бесполезно ходить за ним но пятам.
бдительно следя за тем, чтобы "маленький разрушитель" не разгрохал
очередную вещь и не расшиб при этом свой любопытный нос. Некоторые
молодые мамы так и поступают: ни на шаг не отпускают от себя ребенка и
им, случается, удается спасти от верной гибели хрустальную вазочку или
свою любимую пудреницу. Однако мы должны разочаровать таких мам: вазочку
и пудреницу вам действительно удалось снасти, но вот кругозор вашего
ребенка при этом ни на йоту не расширился, да и Эдисон из него едва ли
вырастет. Не сочтите нас анархистами и последуйте нашему совету: в
интересах развития любознательности вашего ребенка предоставьте ему
полную свободу действий. Мы, разумеется, против того, чтобы позволять
ребенку учинить в квартире настоящий разгром. Спрячьте ненадежнее все
то, что вы считаете нужным сберечь, а в остальном положитесь на ребенка.
Не пугайтесь, если ваши сын или дочь набьют себе в исследовательском
рвении две-три шишки и поднимут при этом отчаянный рев; эти шишки научат
их впредь быть более осмотрительными. Успех дела может решить только
снисходительность родителей. Прежде всего запомним, что ребенка
интересует не то, что мы даем ему "для изучения", а то, что он сам для
себя открывает. То есть, другими словами, ребенок инстинктивно следует
правилу, которым руководствуется каждый пытливый исследователь: прежде
чем открыть что-то новое, надо основательно потрудиться. Открытия,
которые самостоятельно делает ребенок, для него ничуть не менее важны,
чем открытие новой звезды для астронома. Вот почему ящик с папиными
инструментами ребенку во сто крат интереснее, чем его самые хитроумные,
напичканные электроникой игрушки. Точно так же его интересуют книга и
журнал, которые мы запрещаем рвать. Джентльменское соглашение уместно
лишь в отношениях с детьми постарше, когда они уже в состоянии спросить
разрешения, можно ли им взять в руки тот или иной предмет или нельзя.
Существует масса возможностей удовлетворять исследовательские
потребности "маленьких разрушителей". Достаточно завести дома краски,
оберточную бумагу, пластилин и освободить совсем немного места, где они
смогут творить, созидать, выдумывать, постигать или попросту, на наш
просвещенный взгляд, разводить грязь. Не мешайте ребенку в этом и не
спешите тащить его в ванну, как не предлагаем мы тотчас вымыть руки
скульптору, который еще только начинает месить глину. Если мать
собирается испечь пироги, то и ребенку следует дать кусочек теста для
его экспериментов.
Двор предоставляет нашему ребенку больше возможностей удовлетворить свои
исследовательские потребности, но не настольк0 много, чтобы мы не знали
с нашими детьми никаких хлопот. Как правило, наши игровые площадки
ограничиваются песочницей, круглым бревном, с которого очень легко
свалиться, не получив при этом ни малейшего удовольствия, и качелями,
которые редко когда увидишь целыми, поскольку на них чаще катаются
взрослые, чем дети. Мы уже не говорим о том, что зеленый газон с
цветочной клумбой посредине, который можно встретить в новом
микрорайоне, является для наших детей совершенно запретной зоной.
Между тем и во дворах имеются громадные возможности для удовлетворения
исследовательских потребностей наших детей, которые мы не используем в
полной мере. Шведские архитекторы, например, обратили внимание на то
обстоятельство, что дети, несмотря на все запреты (запреты, к слову
сказать, лишь подстегивают интерес детей), охотнее всего играют на
строительных площадках, что, как вы сами прекрасно понимаете,
небезопасно для их жизни, и пошли навстречу любопытству детей. Сегодня
возле многих шведских домов можно увидеть наборы самых разнообразных
деталей и деревянных конструкций, из которых легко собрать
качели-качалки, домики и самые настоящие крепости. Здесь нет недостатка
и в кистях, красках, глине и проч. Конечно, дети приходят домой чумазые,
перепачканные в краске, но счастливые. Опыт шведских архитекторов не
грех перенять и нам, а если нам так уж не хочется видеть своих детей
грязнулями, нашей швейной промышленности не составит особого труда
наладить пошив удобных и дешевых комбинезонов и другой рабочей одежды, в
которой мы без особых опасений за аккуратный внешний вид наших детей
сможем выпускать их во двор.